финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Интернет банкинг

Предложения по дистанционному банкингу для организаций не так разнообразны, как для физических лиц. Но и здесь есть нюансы, которые нужно учитывать, выбирая между офлайновыми и онлайновыми системами. "Бизнес" выяснил, на что ориентироваться компании, которая только собирается выбирать для себя систему дистанционного банкинга.

Сегодня режим "банк-клиент" системы дистанционного банкинга для юридических лиц используют 100% банков. При этом, по данным директора департамента маркетинга компании-разработчика систем дистанционного банкинга "Банк'c Софт Систем" (БСС) Дмитрия Барсукова, около 60% из них применяют системы "тонкий банк-клиент", а 40% - "толстый банк-клиент". Забавные названия означают тип управления платежами предприятия. Сегодня на российском рынке дистанционного банкинга для юридических лиц банки и компании могут выбирать всего из трех видов решений: офлайновый дистанционный банкинг, интернет-банкинг и банкинг на мобильной платформе. Первое решение - это традиционные режимы "толстый банк-клиент", которые первыми начали использоваться в России в начале 90-х годов. Отличительной особенностью систем этого типа - так называемых "толстый клиент" - является необходимость установки программного обеспечения на компьютер клиента. Это программное обеспечение выполняет функции транспорта и защиты информации, а также интерфейса для бухгалтерских систем клиента. Чаще всего для передачи данных в банк и обратно компании не пользуются интернетом, а проводят соединение с помощью ключей электронно-цифровой подписи через модемный пул банка. Вся информация, которой клиент обменивается с банком, приходит и уходит в зашифрованном виде. При этом используются средства защиты информации, установленные на рабочем месте клиента.

Онлайновые системы - так называемые "тонкий клиент" - не требуют установки специального программного обеспечения на компьютер клиента. Он получает доступ к информации, которая хранится на центральном сервере банка, через интернет-браузер с использованием ключей электронно-цифровой подписи. Таким образом, все, что нужно сделать клиенту для управления счетом,- это зайти на специальную ссылку на сайте банка и воспользоваться ключами для входа в систему. Именно это различие определяет степень мобильности при работе с банком: первый вариант привязывает руководителя предприятия к компьютеру, на котором установлено клиентское программное обеспечение, а второй вариант позволяет работать с системой с любого компьютера из любой точки мира. Третий вид решения, система на мобильной платформе,- это разновидность онлайнового банкинга, обычно использующаяся в качестве дополнительного сервиса. Системы на мобильной платформе позволяют владельцам компании управлять счетом с карманных персональных компьютеров и коммуникаторов.

В отличие от физических лиц, которые помимо интернета имеют возможность управлять своим счетом с помощью SMS- или WAP-банкинга, предприятия не могут получить весь этот спектр услуг. Если "физики", как правило, проводят стандартные операции, то юридические лица должны иметь возможность свободно переводить средства на большое количество разнообразных счетов. "С клавиатуры мобильного телефона невозможно ввести такое большое количество реквизитов, которые требуются при операциях со счетом юрлица,- говорит зампредседателя правления СДМ-банка Владимир Луценко.- Поэтому для компаний возможности пользоваться сall-центрами, SMS- и WAP-банкингом сводятся исключительно к информационным услугам".

Некоторые банки, например, петербургский филиал банка "Югра" и банк "Первое ОВК", уже начинают внедрять у себя систему SMS-оповещения руководителя компании о поступлении средств на счета компании. То есть владелец или главный бухгалтер могут получать SMS-сообщение на свой мобильный телефон о проведении тех или иных операций со счетом. При этом клиент сможет сам решать, какие фильтры для сообщений выставить: скажем, он может получать сообщения только о кредитных операциях или только о дебетовых, или сообщения о переводе на счет сумм свыше 1 млн руб. Получать информацию обо всех платежах не имеет смысла, потому что у активно работающей компании очень много операций по счетам.

Лидерами на российском рынке программного обеспечения для систем дистанционного банкинга являются две компании: БИФИТ и БСС. По словам директора компании БИФИТ Дмитрия Репана, несмотря на то, что большинство компаний, выходящих сейчас на рынок, предпочитает пользоваться онлайновым банкингом, системы "толстый банк-клиент" тоже востребованы рынком. Существует определенная прослойка владельцев банков, которые выбирают режим "толстый банк-клиент", исходя из двух соображений: или компания по определенным причинам не имеет доступа в интернет, или руководство компании не воспринимает интернет как среду, в которой можно проводить финансовые операции.

По словам Владимира Луценко, нередко бухгалтерия крупной компании не имеет доступа в интернет из соображений безопасности, в этом случае использование систем "толстый банк-клиент" вполне оправданно. Обслуживанием клиентского программного обеспечения таких систем занимаются либо сотрудники банка, либо сотрудники компании-производителя в зависимости от того, на каких условиях они работают друг с другом. Но если компания выбирает для себя интернет-банкинг, то ей нужен квалифицированный ИТ-персонал, что представляет для нее дополнительные расходы. Для банка, наоборот, если компания выбирает режим "тонкий банк-клиент", то это означает экономию средств, потому что банк в этом случае экономит на установке клиентской части программного обеспечения и обслуживании системы.

Вместе с тем, крупным разветвленным холдингам, имеющим много территориальных подразделений и возможность сформировать сильный ИТ-департамент, гораздо удобнее пользоваться онлайновыми системами, поскольку они позволяют вести мониторинг и финансовый контроль дочерних структур, входящих в холдинг. При использовании онлайн-системы работать в ней могут одновременно несколько человек, находящихся на большом удалении друг от друга. "Если головная компания, которая имеет помимо главного офиса несколько заводов и дочерних предприятий, хочет контролировать все транзакции, то интернет-технологии ей очень упрощают работу",- говорит Репан. По его словам, интернет-система с использованием технологий "тонкого клиента" может обеспечить поддержку крупных корпоративных клиентов с удаленными друг от друга подразделениями.

Специалисты сходятся во мнениях, что в настоящее время с точки зрения информационной безопасности онлайновые и офлайновые системы примерно одинаковы. Поэтому, выбирая из них, любая компания должна ориентироваться не на способ обмена данными между бухгалтерией компании и банком, а на другие параметры, в частности, на репутацию производителя системы, удобство и гибкость ее использования на практике.


Основные системы дистанционного банкинга, которыми пользуются российские банки

Система iBank 2, разработанная компанией «Бифит», предназначена для предоставления банком услуг электронного банкинга с поддержкой всех каналов доступа - интернет (онлайн и офлайн), WAP, SMS, телефон (голос, факс, модем). Программный комплекс системы устанавливается в банке и позволяет обслуживать корпоративных и частных клиентов. Интернет-банкинг: управление банковскими счетами и картами через интернет и web-браузер в режиме онлайн. Поддерживает все типы финансовых документов, работает во всех web-браузерах и на всех платформах. Содержит механизмы шифрования и ЭЦП, поддерживает коллективную работу, взаимодействует с бухгалтерскими программами. PC-банкинг: управление банковскими счетами и картами в режиме офлайн, поддерживает все типы финансовых документов. Mobile-банкинг: управление банковскими счетами и картами с КПК и смартфонов. Работа клиента происходит в режиме онлайн. Поддерживает все типы финансовых документов. Клиентская компонента реализована для двух платформ - Java 2 ME и Microsoft .NET Compact Framework. Пользовательский интерфейс разработан с учетом особенностей КПК и смартфонов.

Система «ДБО BS-Client», разработанная компанией «Банк'с Софт Систем» обладает подсистемой «Интернет-клиент» («тонкий» браузерный «Банк-клиент»), которая позволяет решать задачи как только информационного, так и полноценного платежно-расчетного обслуживания физических и юридических лиц. «Интернет-клиент» позиционируется и как самостоятельный продукт, и как часть комплексной системы дистанционного банковского обслуживания BS-Client v.3. То есть «Интернет-клиент» - один из способов подготовки и доставки в первую очередь платежных, а также иных документов от клиента в универсальную банковскую часть ДБО BS-Client v.3 (где и производится их дальнейшая обработка). Таким образом, система выполняет функции фронт-офиса банка.

«Интернет-клиент» (подсистема программного комплекса InterBank), разработанная компанией R-Style Softlab, предназначена для дистанционного обслуживания клиентов банка через интернет или мобильные телефонные сети (протоколы HTTP и WAP). Она позволяет банку предоставлять своим клиентам как информационный (курсы валют, остатки на счетах, выписки, дополнительная информация), так и платежный (рублевые и валютные платежи) сервисы. При этом, будучи полностью самостоятельной, данная подсистема может работать как отдельно, так и совместно с другими составляющими комплекса InterBank: «классическим» клиентом банка и системой аудиообслуживания клиентов RS-Audio. Отличительной особенностью системы является адаптивная система прав доступа, позволяющая пользователю получать доступ к информации в банке не только со своего, но и с произвольного, подключенного к интернету компьютера, инфокиоска или терминала, расположенного в любой точке Земли. При этом уровень доступной информации назначается системой динамически по правилам, определенным банковским администратором и зависящим от степени безопасности подключения клиента к интернету и используемых средств криптографической защиты соединения.
Семейство продуктов «Телебанк 2000», разработанное компанией «Степ Ап» для удаленного банковского обслуживания. С их помощью банк может предложить услуги мобильного банкинга всем своим клиентам - частным и корпоративным, держателям пластиковых карт и вкладчикам, возможности системы легко это позволяют. Операции в системе могут производиться через различные каналы доставки - телефонную сеть, операторскую службу (Call Center банка), интернет и WAP. При появлении новых каналов они могут быть безболезненно интегрированы в систему.

Система «Банк-Клиент/Интернет», разработанная компанией «Инист», предназначена для автоматизации документооборота между банками и их клиентами, среди которых могут быть как юридические, так и физические лица. Система имеет широкие функциональные возможности, оптимизирована по объему передаваемой информации, легко масштабируется и может эксплуатироваться на любой программно-аппаратной платформе. Отличительная особенность системы: сочетание в одном продукте клиентских мест, функционирующих как через web-интерфейс, так и через интерфейс Windows («тонкий» и «толстый» клиенты). Существенными также являются удобство работы конечного пользователя, возможности работы по любым каналам связи, постоянное расширение возможностей системы и соответствие всем изменениям в законодательстве, высокая скорость документооборота; информационная безопасность.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.