финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Электронные услуги банков

Стратегия электронного бизнеса банка
Большинство современных коммерческих банков в числе своих стратегических задач называют универсализацию услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг.

В связи с этим для многих банков развитие электронных банковских услуг стало не просто новым дополнительным банковским сервисом, а стратегическим направлением деятельности. По мнению экспертов, переход к электронному способу ведения бизнеса - одна из самых значительных тенденций в современном банковском деле.

За последние четыре года оборот бизнеса в Интернете увеличился более чем в двадцать раз. Если же рассматривать темпы роста отдельных сегментов, например сектора В2В, то здесь оборот вырос более чем в сто раз. Ни одна другая отрасль мировой экономики не может похвастаться такими темпами.

Перспективы корпоративного рынка электронной торговли оцениваются экспертами по-разному, но в целом - оптимистично. Так, по оценкам компании The Boston Consulting Group, обЪем электронных сделок в этом сегменте к 2004 году достигнет 22,3 миллиарда евро, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. Оценка компании IMA Group более консервативна - 2 миллиарда долларов в 2004 году. Сопоставимые оценки дают и аналитики российской компании <Тройка Диалог>.

В настоящее время обЪемы реальных сделок в секторе B2B российского рынка невелики, но положительная тенденция его развития - налицо. Только в 2001 - 2002 годах произошло более чем двукратное увеличение числа корпоративных торговых площадок. А поскольку электронные банковские услуги являются неотЪемлимой частью электронного бизнеса, то и интерес со стороны клиентов к различным формам электронного банковского обслуживания (информационное обслуживание, электронные платежи и расчеты, депозитно-ссудные, валютные и фондовые операции, совершаемые электронным способом) неуклонно растет. По мере же создания необходимой инфраструктуры и оформления нормативной базы интернет-торговли и расчетов в Сети этот процесс будет только набирать обороты.

В сложившихся условиях для банка чрезвычайно важно уже сегодня предоставлять своим клиентам перспективные электронные сервисы, занимая тем самым ключевые позиции в инфраструктуре их электронного бизнеса.љ

Понимая это, многие банки, тем не менее, не спешат даже с внедрением такой популярной банковской услуги, как интернет-банкинг. Причина подобной неспешности - необходимость серьезных затрат банка, обусловленных повышенными требованиями безопасности, надежности, защищенности и быстродействия, предЪявляемыми к системам интернет-банкинга. Внедрение в банке системы интернет-банкинга с самым стандартным функционалом обязательно повлечет за собой увеличение затрат на поддержку и администрирование программно-аппаратного комплекса банка.

Не менее серьезной причиной <прохладного> отношенияљ к электронным финансовым услугам является осознание того факта, что <инфраструктура электронного бизнеса> не может быть построена каким-либо одним, даже самым крупным банком с развитой региональной сетью. Контрагенты по сделке, как правило, обслуживаются в различных банках и поэтому для ведения электронного бизнеса им необходимы единые <межбанковские правила игры>, единые стандарты безопасности, единые механизмы гарантии сделок, единые форматы документов.

В сентябре 2001 года система Faktura.ru выступила инициатором построения инфраструктуры электронного бизнеса в России на базе единой технологической платформы. Faktura.ru функционирует на рынке третий год и представляет собойљљ высокопроизводительный, защищенный межбанковский процессинговый центр электронных документов, предоставляющий комплекс финансовых и информационных услуг в области электронной коммерции. Доступ предприятий к сервисамљ Faktura.ru осуществляется только через Расчетные банки.љ

Статус Расчетного банка Faktura.ru позволяет банкам выдавать цифровые сертификаты и подтверждать электронно-цифровые подписи своих клиентов, что является необходимым условием использования всех сервисов системы и отвечает требованиям законодательства РФ.љ

Согласно Федеральному Закону <Об электронной цифровой подписи>, вступившему в силу 10 января 2002 года, построение юридически правомерной системы электронного документооборота невозможно без использования электронных цифровых сертификатов. Цифровой сертификат - это электронное удостоверение клиента, подтверждающее, что соответствующее юридическое лицо зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, имеет юридический адрес и счет в банке.

Процедура получения цифрового сертификата предусматривает предоставление документов, аналогичных тем, которые требуются при открытии банковского счета. Для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов (устав, учредительный договор), так же нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и карточка с образцами подписей уполномоченных должностных лиц и оттисками печатей. Для физических лиц - удостоверение личности, как правило, паспорт.
Выдавая цифровой сертификат, банк удостоверяет, что клиент прошел проверку в соответствии с действующими нормативными актами. Использование цифрового сертификата при передаче электронных документов клиента через Интернет гарантирует контрагентам клиента, что:

документ заверен клиентом;
документ не претерпел изменений с момента его отправки клиентом;
любая возникшая конфликтная ситуация будет разрешена третейским судом или рассмотрена в суде.
Фактически, получение предприятием электронного цифрового сертификата открывает ему путь в электронный бизнес, а банк, выдавая сертификат, становится важнейшим системообразующим элементом электронного бизнеса своих клиентов.

Это значит, что банки, подключившиеся к процессинговому центру, получают возможность предоставлять своим клиентам такие сервисы, как интернет-банкинг, организация защищенного внутрикорпоративного электронного документооборота,љ выставление и получение электронных счетов, агрегирование финансовой информации, создание корпоративных торговых площадок, web-представительств и многое другое .

По сути, подключение банка к процессинговому центру Faktura - это возможность расширения спектра своих сервисов и получения безрискового комиссионного дохода, без значительных инвестиций в приобретение программного обеспечения и создание систем безопасности.

Технологически подключение кредитной организации к процессинговому центру осуществляется путем установки в банке программного обеспечения <Расчетный модуль> и проведения интеграции этого модуля с АБС банка. Необходимое программное обеспечение предоставляется бесплатно. В настоящее время модули сопряжения созданы для систем всех основных поставщиков банковских систем на российском рынке в том числе <Диасофт>, R-Style, <Програмбанк>, , <Кворум>, <Центр финансовых технологий> и других.

На 1 сентября нынешнего года инфраструктуру процессингового центра Faktura.ruљ использует для предоставления электронных сервисов своим клиентам 81 банк из 33 регионов Российской Федерации.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.