финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Система ОМС

После выступления Президента РФ на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, которая состоялась 5 сентября, в среде медиков-бюджетников воцарилось какое-то странное, настороженное молчание. Напомним, глава государства говорил о том, что "в начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестёр — как минимум на 5 тысяч рублей". По логике вслед за этими словами должна была последовать вполне определённая, радужно окрашенная реакция со стороны перечисленных бюджетников. Но всё так же буднично и тихо в городских и районных поликлиниках.


Можно усмотреть две основные причины такого безразличия. Одна из них: медики не верят, что Правительство страны выполнит президентский наказ так, как должно. Ведь подобное бывало уже не раз. Стоит вспомнить хотя бы Послание Президента РФ от 2001 года, в котором говорится о том, что "уровень жизни граждан остается пока крайне низким". В Послании от 2003 года одной из важнейших задач страны на ближайшую перспективу Президентом страны также называется преодоление бедности.
Звучит подобный лейтмотив и во всех остальных посланиях. Но 25 миллионов наших сограждан по-прежнему получают доходы ниже прожиточного минимума. Хорошо, если хотя бы эти деньги выплачивались вовремя. Но во многих регионах нет и этого. Зарплату задерживают, и медики вынуждены протестовать всеми доступными для них средствами. В частности, не так давно подобная акция случилась в Усть-Куте Иркутской области. Не видя денег два месяца кряду, 27 врачей, санитаров и водителей "скорой помощи" и кожно-венерологического диспансера объявили бессрочную голодовку.
На погашение долгов всем бюджетникам Усть-Кута требовалось 25 миллионов рублей. Однако в местном бюджете такой суммы не имелось и взять ее было неоткуда, поскольку с 1 января нынешнего года в связи с принятием Правительством страны решения о разграничении полномочий между муниципальными образованиями расходы по зарплате бюджетникам перешли от областного бюджета к муниципалитетам. А какие доходы у городской казны? Вот и дефицит бюджета Усть-Кута, по словам его мэра Владимира Сенина, составляет аж 300 процентов.
И хотя в итоге деньги для голодающих нашлись (мэр Усть-Кута обратился к областным властям с просьбой выдать ссуду в размере 25 миллионов рублей на погашение долгов), подобная ситуация вполне может повториться. А поскольку, как отмечают депутаты Законодательного собрания, и областная казна дефицитная, впоследствии рассчитывать можно будет только на помощь Центра.
Эта и другие подобные акции протеста говорят о том, что правительственная идея о разграничении полномочий между муниципальными образованиями на практике оказалась не слишком жизнеспособной. Муниципалитеты просто не в состоянии "сидеть на собственных хлебах", им необходима финансовая подпитка от государства. Неужели для того, чтобы понять эту элементарную вещь, Правительству нужна подсказка Президента страны? Что ж, 5 сентября она прозвучала. Глава государства прямо высказался о разделении полномочий, но "в рамках здравого смысла" и об обеспечении нуждающихся бюджетных сфер необходимым финансированием.
И подчеркнул, что эта работа до сих пор не доведена до конца.
Чем руководствовались чиновники, когда ввели систему обязательного медицинского страхования (ОМС)? Да, она не давала медикам умереть с голоду, но помимо этого не давала больше ничего. Между тем чиновники старались уверить всех и каждого в том, что деньги ОМС зарабатываются. Вот как, в частности, объясняют этот парадокс в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга. "Клиники и поликлиники не зарабатывают деньги, они получают возмещение за те расходы, которых требует медицинская помощь застрахованной части населения". Есть бюджет фонда — некая сумма, которая выделена на год для финансирования системы ОМС. Ничего, кроме этих денег, выплачено не будет, как бы ни хотели медики заработать больше и какой бы объем работы ни провели.
Выставление большего количества счетов приводит лишь к тому, что одни лечебные учреждения, чьи руководители более предприимчивы и менее щепетильны, перетягивают одеяло на себя, финансово "оголяя" других.
Например, срок пребывания пациента на больничной койке при заболевании по определенному профилю в одной клинике составляет 14 дней, что соответствует принятым государством стандартам лечения. А в другом лечебном учреждении больного с точно таким же заболеванием лечат всего семь дней. И дело вовсе не в том, что во второй клинике изобрели более быстрые методы лечения. А в том, что, пролечивая пациентов за короткий промежуток времени, клиника генерирует больше счетов и оттягивает на себя ресурсы системы ОМС. И хотя при этом руководством медицинского учреждения движет благородное стремление получить побольше денег, чтобы выплатить своим сотрудникам зарплату побольше, итог всей это "кампании" поистине плачевный: ведь пациенты остаются недолеченными и через какое-то время опять обращаются к врачу.
Видя, как руководство больницы, клиники, амбулатории ставит больных "на поток", нижестоящий медицинский персонал тоже начинает относиться к пациентам как к неодушевленным предметам. А заодно изобретать новые методы заработка. Например, демонстративно не подходить к постели лежачего больного, который просит "утку": пусть, мол, он сам догадается, что за эту услугу надо сунуть в карман нянечке денежную купюру.
Подобные поборы в государственных лечебных учреждениях приняли поистине колоссальный масштаб. Сегодня каждый пациент знает, что без денег в бесплатной больнице делать нечего. А врачи привыкли получать мзду как вторую зарплату, которая подчас гораздо выше первой, официальной.
Нет, не зря медики отнеслись так настороженно к заявлению Президента страны о повышении с будущего года зарплат в сфере здравоохранения. Тем, кто "стрижет купюры" с больных, конечно же, гораздо выгоднее, чтобы все оставалось как есть. Потому что, если их поймают за руку или упрекнут, всегда можно посетовать на мизерность бюджетных выплат. Если же официальный месячный доход врача возрастет, скажем, до 20 тысяч рублей, данный аргумент уже не сработает, и с медика-вымогателя можно будет спросить по всей строгости. Не это ли является второй основной причиной того, что "мастера скальпеля и пинцета" восприняли весть о грядущем повышении своих зарплат так вяло?
Конечно, всех медиков нельзя мерить одним аршином. Те из них, которые трудятся в глубинке и не избалованы людскими подачками, наверняка в восторге от того, что их кошельки вскоре потолстеют. А вот медики, работающие в крупных городах, а особенно в Москве и Санкт-Петербурге, вряд ли способны разделить эту радость: "черным налом" они имеют гораздо больше.
И все-таки им придется с этим смириться. Ситуация в отечественном здравоохранении не может больше оставаться такой, какова она сейчас. Потому что речь идет о здоровье наших граждан, а в конечном итоге о будущем России, а его не купишь ни за какие деньги.

— Врачам говорят: зарабатывайте деньги сами. И в этом суть реформ здравоохранения и образования, которые нам сегодня навязывает федеральное Правительство. Расчет на то, что население, оплачивая дополнительные медицинские услуги, даст системе здравоохранения достаточно денег, чтобы она выполняла свои основные задачи. Но этого не произойдет, тем более в регионах с низкими доходами населения. Соответственно спрос на оплачиваемые медицинские услуги будет невелик, и рассчитывать на то, что медики заработают на то, чтобы профинансировать бесплатные медицинские услуги, не приходится. Но такова линия федеральной власти — она сбрасывает с себя ответственность, а регионы ее не могут принять в связи с отсутствием необходимых средств. И фактически здравоохранение из-за отсутствия поддержки будет деградировать, а медучреждения будут сворачиваться, перепрофилироваться, приватизироваться — реформа открывает все дороги.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.