финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Подпись пациента

ДОГОВОР ИЛИ ПРИГОВОР (НАСКОЛЬКО ЗАКОННЫ БУМАГИ, КОТОРЫЕ ПАЦИЕНТОВ ЗАСТАВЛЯЮТ ПОДПИСЫВАТЬ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ?)
«Уважаемая редакция! Недавно я лежала в одной из областных больниц. Там всем больным в обязательном порядке дают на подпись отпечатанный договор, в котором несколько пунктов, а именно: что я такая-то доверяю лечение врачу (Ф.И.О. врача); что я не буду иметь никаких претензий, даже если после лечения наступят осложнения или летальный исход; что при приобретении самых дорогих лекарств не буду требовать компенсации, и ряд других условий. Интересно, как я могу доверять врачу, которого вижу впервые в жизни? Если будут осложнения или вообще летальный исход, за что же тогда отвечает врач, и почему меня лишают права предъявлять к нему претензии?


Все больные возмущались подобным договором, но вынуждены были его подписать, поскольку боялись, что врачи их не будут лечить и выпишут из больницы. Выходит, мы сами себе приговор подписали? Я, и не только я, считаю, что такие договоры (они, кстати, вставляются в историю болезни) — противозаконные действия со стороны руководства больницы. Подпись свою не ставлю, так как боюсь, что это отразится на моем лечении в этой больнице».
Прокомментировать письмо мы попросили первого заместителя исполнительного директора территориального фонда обязательного медицинского страхования А.Л.Попова.
— Начать, наверное, надо с того, что в самой практике подписания пациентом листов информированного согласия (именно так они официально называются) нет ничего противозаконного. Во всем мире подобное давно практикуется. Даже в советском здравоохранении пациент или его родственники подписывали согласие на оперативное вмешательство. Но это был, правда, единственный документ, который предстояло завизировать пациенту. Сейчас времена изменились. Договорные отношения прочно вошли во все сферы жизнедеятельности: договоры граждане подписывают и с коммунальщиками, и со связистами, и с работодателями, и при поступлении на учебу... Договорные отношения пришли и в сферу здравоохранения. И мы считаем, что это правильно. Классика медицинской деятельности: врач и больной лечат болезнь сообща. Поэтому между доктором и пациентом должны быть взаимодействие и согласие. Чтобы они были, врач обязан объяснить больному суть его заболевания, вместе с самим больным наметить тактику лечения и рассказать об ожидаемых результатах и возможных осложнениях. Ответственности с себя врач ни в коем случае не снимает, но, к сожалению, не все болезни излечимы, не все поддаются корректировке, и пациент должен это знать.
Сегодня уже во многих лечебных учреждениях города Волгограда и Волгоградской области больным предлагают подписать листы информированного согласия. Данный документ защищает не только больного, делая его более информированным о тактике лечения и возможных последствиях, но и самого врача. Другое дело, что подписание такого документа не должно происходить «автоматом» — сразу при поступлении больного в приемный покой больницы. Предварительно врач обязательно должен встретиться с пациентом, произвести осмотр, чтобы сделать хотя бы первоначальные выводы о его состоянии, вместе наметить тактику лечения и только после этого предлагать подписать лист информированного согласия. В противном случае, ни о каком доверии к врачу со стороны пациента быть не может (как мы видим и по письму) и само лечение будет проблематичным.
Более того, больной человек, далекий от юриспруденции и медицины, может просто неправильно истолковать предлагаемый ему на подпись документ. Обычные юридические нормы, не противоречащие законодательству и абсолютно не ущемляющие права пациента, могут быть им не поняты, не восприняты. Поэтому необходимо доброжелательное доходчивое объяснение со стороны врача.
Второй важный момент. Сейчас лечебные учреждения дают пациентам подробнейшую информацию о том, какие медицинские услуги им предоставляются за плату. И при этом нигде не упоминают, что ряд услуг больной может получить абсолютно бесплатно — за счет финансирования из бюджета или системы обязательного медицинского страхования. Взять те же самые лекарства. В каждой больнице существует перечень жизненно необходимых лекарственных средств, которые предоставляются пациентам бесплатно. Но на фармацевтическом рынке сегодня множество препаратов, в том числе очень эффективных и очень дорогих. И порой в лечебных учреждениях пациенту предлагается приобрести за его собственные деньги такие препараты, и при этом не говорят, что он имеет право на препараты бесплатные — менее дорогостоящие, но тоже эффективные. Как правило, больному даже не предлагается альтернатива, а она, я вас уверяю, всегда есть, несмотря на недостаточное, как утверждают сами врачи, финансирование лечебных учреждений из бюджета и по системе ОМС.
И еще на одном моменте мне хотелось бы акцентировать внимание пациентов. Поверьте, вы не беззащитны. Если в лечебном учреждении врач предлагает вам на подпись документ, а вы сомневаетесь в том, стоит ли его подписывать, обратитесь к заведующему отделением, к заместителю главного врача, к самому главному врачу.
Кроме того, у каждого гражданина на руках имеется полис обязательного медицинского страхования, где указан номер телефона страховой медицинской организации, обязанной защищать ваши права. Если есть какие-то сомнения, позвоните туда и проконсультируйтесь. Всегда готовы оказать помощь и поддержку пациентам и специалисты нашего фонда. По вашему обращению мы готовы выехать в любое лечебное учреждение и разобраться в ситуации на месте.
Кстати, даже если больной подписал с лечебным учреждением договор, в котором есть фраза не предъявлять никаких претензий к качеству лечения, знайте: это положение противозаконно, и ваша подпись не будет иметь никаких юридических последствий. Даже подписав этот документ, пациент имеет право обратиться в суд с исковым заявлением, если его здоровью нанесен ущерб, и ни один суд не будет рассматривать подпись на документе как его отказ от дальнейших претензий. Так что ничего бояться не надо — вас есть кому защитить.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.