финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Изменения

Изменения — такая же организационная рутина, как и совещания. И те и другие кто-то любит, а кто-то терпеть не может, кто-то проводит хорошо, а кто-то из рук вон плохо. Наконец, эффективность и тех и других зависит от активности участников — если сотрудники не захотят работать, ни совещания, ни изменения не принесут никакой пользы. Как же добиться от людей участия в изменениях? Просто приказать им? Или всех уволить и нанять новых? Какой дорогой вести сотрудников в новый мир, потребность в котором уже осознается руководством, но пока неочевидна для подчиненных?

Знание — сила

Изменения бывают разными.

Как замечают авторы книги Managing Change and Transition («Управление изменениями и развитием»), изданной Гарвардской школой бизнеса, изменения могут касаться структуры организации, ее корпоративной культуры, бизнес-процессов или затрат компании. В одних случаях, например при слияниях и поглощениях, основную работу выполняют топ-менеджеры при поддержке консультантов. Чаще всего эти люди достаточно хорошо себе представляют, что и для чего они делают. А вот перестройка бизнес-процессов, изменение отношения к ресурсам, выход на новые рынки затрагивают весь персонал, и их успех зависит от согласованных усилий большого количества людей.

И очень часто готовность сотрудников к изменениям не оправдывает ожиданий топменеджеров. Если руководство компании отвечает за общие показатели работы, имеет возможность анализировать информацию со всех участков, то рядовые сотрудники и даже менеджеры среднего уровня не так широко смотрят на ход вещей — иначе они не смогли бы контролировать вверенные им задачи во всех подробностях.

Отсюда следует, что первая по важности задача при подготовке сотрудников к изменениям— информирование. Например, Екатерина Успенская, директор по работе с персоналом группы «АльфаСтрахование», говорит: «Я твердо убеждена, что сопротивление изменениям со стороны сотрудников провоцирует отсутствие информированности. Простым рецептом, который в значительной степени уменьшает „масштаб бедствия”, является банальная открытость руководства компании и осознаннаясистемная работа по информированию сотрудников. Хорошо осведомленных сотрудников легко обратить из оппонентов в союзников».

Однако это не так просто — простого сообщения от руководства не будет достаточно. Ирина Таран, руководитель направления кадрового консалтинга консалтинговой группы СЭТ, говорит: «Закон восприятия прост: мысль, донесенная до работника, становится воспринимаемой через месяц, осознаваемой — через два месяца, и лишь через три месяца он с нею свыкается, как со своей собственной. Поэтому необходимо готовить изменения задолго до их начала, исподволь, акцентируя внимание сотрудников на тех негативных моментах, которые мешают им работать и которые необходимо изменить».

Менеджерам среднего звена, не являющимся источником изменений, также необходимо хорошо понимать, что и для чего требуется сделать, замечает Владимир Зверев, руководитель отдела по работе со СМИ агентства «Р. И. М. Портер Новелли»: «В случае когда для самого руководителя решение вышестоящего начальства о нововведениях в компании непонятно, пытаться насильственно адаптировать к нему подчиненный коллектив бессмысленно. Нужно либо задавать вопросы руководству, либо пытаться самостоятельно найти истину».

Все на процедуры

Однако сотрудники могут и не принять близко к сердцу те решения, которые предлагают начальники. Если изменения зависят в большей степени от сотрудников, чем от менеджеров, замечает Виктор Семенов, кандидат психологических наук и ведущий оргконсультант компании М-РЦБ, необходимо создавать процедуры, включающие персонал в разработку программы изменений. «Самое сложное— чтобы руководитель понял, что если сотрудники становятся частью изменений, то они их поддерживают. А включение сотрудников в процесс изменений происходит с помощью разнообразных процедур, например совещаний. Другим способом привлечения сотрудников к выработке программы изменений может быть анкетирование — ответы сотрудников на вопросы позволят получить описание той ситуации, в которой находится компания, увидеть наиболее актуальные с точки зрения сотрудников проблемы».

Такие процедуры — путь к тому, чтобы программа изменений была сформирована совместными усилиями начальников и подчиненных. И вот тогда поддержка персонала будет искренней и безусловной.

Например, рассказывает Ирина Таран, некая компания попросила помочь ей внести необходимые изменения в работу сотрудников: «Но сотрудники хором сообщили консультантам: „Улучшений никаких не надо, у нас все очень хорошо!” Тогда сотрудникам компании было предложено в течение двух месяцев фиксировать все проблемы и нестыковки, которые появлялись в процессе работы. По окончании срока эти результаты были проанализированы и вынесены на обсуждение рабочего собрания. И только когда все увидели наглядно, на примерах, что „неладно что-то в датском королевстве”, все сотрудники согласились с тем, что назрел момент для изменений в компании».

Люди X и люди Y

Однако сотрудники могут и не пожелать участвовать в подобных мероприятиях или не захотят относиться к этой дополнительной нагрузке всерьез.

Многое зависит от корпоративной культуры организации и стиля управления в ней, замечает Виктор Семенов: «Давайте вспомним об „XY-теории” Макгрегора. В ней утверждается, что в организациях типа X руководители уверены, что люди в целом работать не хотят, брать на себя ответственность не стремятся, работают в основном ради денег и подчиняются, боясь наказаний. Этим людям нужно приказывать, а их деятельность нужно контролировать. В таких организациях персонал набирается для работы в определенных условиях. А когда условия меняются, сотрудников чаще всего приходится тоже менять».

В организациях типа Y картина другая: руководство уверено в том, что сама работа также интересна людям, как и деньги, которые они за нее получают.

Поэтому в таких организациях гораздо легче привлечь сотрудников к участию в изменениях.

Однако, замечает Виктор Семенов, это неизбежно приведет к тому, что руководителю придется поделиться своей «властью» с подчиненными. Вот как описывает возможную процедуру подготовки персонала к изменениям Ирина Таран: «Не только руководитель должен понимать то, что изменения назрели, но и сотрудник должен почувствовать,что выполнение работы по-старому становится неэффективным и невозможным. В этом процессе есть несколько этапов, которые помогут предусмотреть возможное сопротивление или саботаж персонала». Сначала руководителю необходимо найти «соратников» — тех коллег, которые готовы поддерживать идею об изменениях. «Это должны быть люди, обладающие определенными ресурсами для того, чтобы эти изменения воплотить в жизнь,— знаниями, умениями, пониманием, как правильно проводятся изменения, опытом, ответственностью, полномочиями»,— советует Ирина Таран.

На втором этапе в процесс изменений нужно вовлечь сотрудников организации: «Это можно сделать, например, создав рабочую группу по предполагаемым изменениям, где участники уже не пассивно выполняют „волю батюшки-царя”, а влияют на ход событий. Наделение властными полномочиями очень значительно мотивирует людей на достижение положительных результатов».

Вслед за этим необходимо сформировать условия, в которых сотрудники начнут брать на себя ответственность за претворение части изменений в жизнь: «Первое из этих условий — каждый сотрудник компании, которого должны затронуть изменения, должен обладать полнотой информации, что будет происходить, и главное — каковы выгоды и преимущества этого процесса.

Каждый человек должен видеть четкую программу, понимать, что делать, когда и какие ресурсы ему будут предоставлены для эффективного внедрения изменений».

Тем не менее всегда найдутся люди, не желающие сотрудничать. Виктор Семенов замечает, что «лояльность сотрудников уменьшается в процессе изменений, в этом нет ничего удивительного. Идет сопротивление чужим идеям. Но если поощряется творческая активность, в изменениях задействованы авторы конструктивных идей, то это сопротивление заметно снижается». А вот Владимир Зверев предлагает действовать проще: «Всегда в коллективе найдутся „ретрограды”, которые, несмотря на очевидность решения руководства, будут тянуть отдел назад, сопротивляться нововведениям, саботировать их. Считаю, что эту небольшую группу сотрудников нужно либо жестко интегрировать в коллектив путем проведения индивидуальных бесед, либо избавляться, как от ненужного балласта».

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.