финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Пенсионные свидетельства

Бухгалтеры обязаны оформлять новые пенсионные свидетельства. Но как быть, если нужен дубликат? Понятно, что лишний раз тащиться в Пенсионный фонд никому не хочется.

Можно ли переложить это дело на виновного?

Посетительница форума на www.audit-it.ru Юлия пожаловалась коллегам на сотрудника, который пришел устраиваться на работу. Пенсионное свидетельство у него когда-то уже было, но он его потерял. «Представляете, он искренне считает, что, раз у него нет карточки, это проблемы бухгалтерии, – возмущается Юлия. – Я уже устала с ним ругаться».

В довольно неприятной ситуации находится и Наталья, главбух подмосковной строительной фирмы. «Наша специфика связана с постоянной текучкой кадров. Только за последний год мне пришлось принять и уволить более 100 человек, – объясняет она. – Я не спорю, что новые свидетельства должна оформлять бухгалтерия. Но как быть с дубликатами? Мне совсем не хочется этим заниматься».

Подход № 1: принципиальный

Выход из ситуации предложил главбух из Краснодара Геннадий: «А я просто-напросто не оформляю таких “растеряш” на работу, пока они сами не получат дубликат карточки, – безапелляционно заявил он. – А объясняю это просто. Мол, не имею я права принять заявление! У вас нет всех необходимых документов!»

Согласитесь, подход достаточно жесткий. Но давайте разберемся: может быть, он имеет право на жизнь? Прежде всего откроем статью 65 Трудового кодекса. В ней перечислены все документы, которые новый сотрудник должен предъявить, поступая на работу. И среди них – страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Получается, что фирма имеет полное право требовать, чтобы пенсионная карточка была у нового сотрудника уже на момент, когда он пришел устраиваться на работу. Это подтверждают формулировки, которые приведены в статье 15 Закона № 27-ФЗ и пункте 21 постановления Правительства от 15 марта 1997 г. № 318. А теперь самое интересное. Обратите внимание на ключевые для нас слова: «застрахованное лицо обязано (!) предъявить страховое свидетельство» (п. 21 постановления Правительства от 15 марта 1997 г. № 318 и п. 3 ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

Правда, небольшая ложка дегтя в одной из вышеуказанных формулировок все-таки есть. Это фраза, что потерявший карточку работник должен написать заявление с просьбой выдать ему новую (п. 3 ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. 27-ФЗ). Геннадий высказал свое мнение и по этому поводу. «На эту фразу в законе, по-моему, можно просто не обращать внимания, – считает он. – Ведь пока сотрудник не принят на работу, никакого заявления на имя фирмы он написать не может. Обвинить же меня в том, что я незаконно отказываю ему в приеме на работу, что само по себе из области фантастики, у него тоже нет оснований. Ведь я же не отказываюсь зачислять его на должность, я только требую, чтобы он предъявил мне документ, который обязан предъявить».

Как видите, позиция Геннадия выглядит достаточно обоснованной. Правда, в одном случае ее все же применить нельзя – если сотрудник устраивается на работу впервые. Такому работнику фирма обязана оформить страховое свидетельство сама (ст. 65 ТК). Подать сведения о нем в Пенсионный фонд надо в течение двух недель со дня, когда сотрудник принят на работу (п. 6 постановления Правительства от 15 марта 1997 г. № 318).

Ну а остальных «растеряш» посылаем получать дубликат карточки самостоятельно. Сделать это они могут в любой момент в своем Пенсионном фонде (по месту жительства). Для этого им надо подъехать туда в приемные часы с паспортом (или другим документом, удостоверяющим личность), написать заявление и заполнить анкету. Дубликат свидетельства должны изготовить и выдать за три недели. Естественно, ждать, пока пройдет это время, вам вовсе не нужно. Просто попросите нового сотрудника принести копию заявления – с входящим регистрационным номером и штампом Пенсионного фонда. Получив его, вы будете уверены, что в ближайшее время работник получит «зеленую карточку» и у вас будут нужные сведения.

Подход № 2: добровольно-принудительный

Однако возможность пойти на принцип есть не у всех бухгалтеров. Если компании срочно нужен какой-то специалист, вряд ли стоит заявлять руководителю, что он не выйдет на работу, пока не получит пенсионную карточку. В лучшем случае вас в очередной раз обвинят в том, что вы не хотите выполнять свои прямые обязанности.

В такой ситуации вам все же придется оформить сотрудника без пенсионной карточки. Имейте в виду: после этого веских оснований для того, чтобы заставить работника получить карточку самостоятельно, уже не будет. Ведь как только кандидат на должность официально становится работником фирмы, у него появляется право требовать у вас выдать ему дубликат утерянного свидетельства (п. 23 постановления Правительства от 15 марта 1997 г. № 318). Правда, он может им и не воспользоваться. В этом случае у вас также есть шанс избежать лишней работы. Спросите у сотрудника, может ли он назвать номер своей пенсионной карточки. Если да, это означает, что вся необходимая для отчетности информация у вас есть. А проявлять инициативу, оформляя работнику потерянную карточку, вы вовсе не обязаны.

Но даже если горе-работник не может сообщить вам номер своего свидетельства, это еще не беда. Как правило, нужные вам цифры можно узнать, позвонив своему инспектору в Пенсионный фонд. Если это по каким-то причинам не получится, можно воспользоваться вариантом, который участникам форума предложила бухгалтер Светлана. «Подайте в отделение Пенсионного фонда заявление на новое свидетельство, – советует она. – Вам придет письменный отказ, в котором будет сказано, что пенсионное свидетельство с таким-то номером уже выдано. Таким образом, номер свидетельства у вас будет, а остальное – проблемы работника».

Кстати, так можно поступить, если вы все же собираетесь оформлять работнику дубликат, но не знаете номер свидетельства. Правда, в этом случае есть и более легкий путь. Как нам объяснили в отделе персонифицированного учета Главного управления ПФР № 3 по г. Москве, заявление на дубликат можно подать и не указывая номер потерянной карточки. Инспекторы Пенсионного фонда легко узнают его по базе и сами. Главное, чтобы все остальные сведения о сотруднике были приведены верно.

Нестандартная ситуация

С пенсионными свидетельствами может возникнуть и другая проблема. Бывает, устроившись на работу, сотрудник утверждает, что карточку он не получал. Однако когда бухгалтер сдает анкету, ему приходит отказ с сообщением о том, что этот человек в Пенсионном фонде уже зарегистрирован.

Такое может случиться, если на предыдущем месте работы бухгалтер подал на работника сведения, однако свидетельство ему так и не выдал. Это значит, что работнику придется идти получать свидетельство самостоятельно – в том отделении Пенсионного фонда, где его зарегистрировали. Сделать это вместо него вы в любом случае не сможете. Ведь анкету на сотрудника подавала другая организация. Но, поскольку оттуда он уже уволился, у нее тоже нет основания получить его карточку.

Чтобы «вызволить» свое законное свидетельство, работнику нужно будет всего лишь предъявить паспорт. Если же нужное отделение фонда находится далеко (например в другом регионе), он может поручить забрать свидетельство кому-нибудь другому – на основании доверенности.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.