финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Загадка русских

Страхование не является пока суперпопулярной услугой среди россиян. По данным февральского опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, более половины взрослого населения не имеют полиса ни по одному виду страхования. С другой стороны существенная часть застрахованных граждан - это автомобилисты, которые просто вынуждены покупать полис обязательного страхования автогражданской ответственности /ОСАГО/.

Несмотря на то что "автогражданка" носит принудительный характер, граждане, имеющие полис по этому виду страхования, в большей степени пользуются услугами страховых компаний по другим видам страхования. Как рассказал в четверг на конференции "Особенности стимулирования сбыта страховых услуг" директор по развитию ВЦИОМ Дмитрий Авдиенко, если в среднем на одного пользователя страховых услуг приходится 1,42 полиса, то на автовладельца - 1,65 полиса.

Именно эта категория граждан в ближайшее время планирует расширять свою страховую защиту за счет приобретения полисов по различным видам страхования. Доля автолюбителей, которые не собираются этого делать, составляет лишь 36,5 проц, в то время как среди всех остальных граждан этот показатель составляет 81,6 проц.

Понятно, что потенциал роста розничного страхового рынка в нашей стране огромен, и он заключается, как в увеличении числа полисов на душу населения /в развитых странах этот показатель составляет минимум 5-6 страховок/, так и в расширении числа количества застрахованных. Вместе с тем, по прогнозу "Ингосстраха" этот рынок должен в среднем расти на 17 проц в год и достигнет к 2007 г 4,066 млрд долл. В принципе, эти цифры свидетельствуют о поступательном развитии рынка, очевидно, что взрывного роста эксперты не ожидают.

В своем исследовании эксперты ВЦИОМ попытались найти ответ на 2 вопроса: что толкает человека приобрести страховой полис в первый раз, и чем он руководствуется при выборе страховой компании. Что касается первого вопроса, то были получены следующие данные. Примерно в равной степени на обращение к страховщикам граждан толкает 4 фактора /о них заявили примерно по 12 проц респондентов/: советы и рекомендации знакомых; собственное знание о пользе страхования, которое приводит к тому, что при удобной возможности человек приобретает полис; негативный личный опыт /в смысле сгорел дом, разбилась машина/; негативный опыт знакомых и соседей.

Кроме того, достаточно часто страховка приобретается под воздействием агента /11 проц опрошенных/, а влияние рекламы и PR не так уж велико, как кажется многим - этот фактор выделили лишь 5,3 проц. В то же время 24 проц респондентов выбрали ответ "другое". По мнению Д.Авдиенко, речь идет о тех, кого заставили купить полис. Понятно, что самая большая категория таких людей - это автовладельцы, но на них одних она не замыкается. В нее же можно добавить граждан, которые, например, брали ипотечный кредит или кредит на покупку автомобиля. В этом случае требование о страховании выдвигает банк.

Если говорить о выборе страховщика, то здесь главным аргументом в пользу той или иной компании являются именно рекомендации знакомых - более 24,5 проц респондентов доверяют именно им. Вообще стоит отметить, что наши граждане очень часто полагаются на опыт друзей, родственников, соседей, и понятно, почему это происходит. Можно конечно пойти в офис компании, которая находится ближе всего к дому, довериться знакомому агенту, положиться на известность страховщика. Однако выбор по такому принципу не дает человеку чувства уверенности, что у него не возникнет проблем при наступлении страхового случая. Не вызывает сомнений, что совет знакомого, получившего выплату у страховой компании, перевесит все вышеперечисленные факторы.

Введение обязательной "автогражданки" привело к тому, что наши страховые компании научились довольно неплохо продавать страховые полисы, однако многим из них еще далеко до высокого уровня обслуживания клиентов в части урегулирования убытков. Этот тезис также подтверждается данными ВЦИОМ. Только 15,1 проц граждан, имеющих полис, заявили, что получили от страховой компании выплату в полном объеме при наступлении страхового случая, 14,6 проц страховщики вообще отказали в выплате и 13,1 проц - выплатили не в полном объеме. С учетом того, что из всех респондентов из этой группы у 43 проц граждан страховой случай все-таки наступил, то более 65 проц из них, по-видимому, вынесли чувство неудовлетворенности по итогам взаимодействия со страховой компанией и, вряд ли они посоветуют застраховаться в ней своим друзьям.

Таким образом, можно констатировать, что пока основным мотивом приобретения страховых услуг для граждан является принуждение. Страховщики часто связывают пассивность граждан с низкой страховой культурой и сокрушаются, что не понимают россияне всей прелести и необходимости страхования. Немаловажную роль также играет российский менталитет. Так, по опросу ВЦИОМ, 17,5 проц из тех, кто не намерен страховаться, уверены, что с ними ничего не может произойти в принципе, причем наиболее часто в роли оптимистов выступают мужчины. Вместе с тем, почти 30 проц граждан ссылаются на негативный опыт в области страхования знакомых или на свой личный. Таким образом, резкое увеличение общего объема продаж страховых продуктов может произойти только в случае выхода страховщиков на качественно-новый уровень обслуживания клиентов, а также по мере роста уровня благосостояния наших граждан, поскольку многие сейчас просто не могут себе позволит тратить деньги на страхование.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.