финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Недостатки ОСАГО

Существенные для России недостатки закона об ОСАГО будут устранены
Конституционный суд РФ сегодня огласил свой вердикт по делу о соответствии Конституции РФ закона об обязательном страховании автогражданской ответственности /ОСАГО/ и фактически подвел черту под почти двухлетней эпопеей о его законности или незаконности. К удовлетворению всего страхового сообщества и, может быть, к неудовлетворению автовладельцев, суд не нашел оснований считать обязательную "автогражданку", противоречащей основному закону нашей страны. Из достаточно внушительного объема претензий, предъявленных заявителями, суд постановил, что только отдельные пункты статьи 5 закона об ОСАГО, касающиеся условий договора, нарушают Конституцию.
Поводом для проверки закона об ОСАГО, которая началась КС в конце марта 2005 г, послужил запрос группы депутатов Госдумы, Госcобрания Республики Алтай и Волгоградской облдумы, а также жалоба гражданина Сергея Шевцова. Каждый из заявителей на рассмотрении дела в марте сетовал на какой-нибудь существенный недостаток закона, хотя основной претензией к "автогражданке" все-таки была ее обязательность.

До введения ОСАГО граждане имели возможность застраховать свою ответственность в полном объеме по правилам добровольного страхования. Закон лишил автовладельцев права отказаться от ненужной услуги. Он особенно несправедлив к тем водителям, которые за много лет ни разу не были участниками ДТП, считали заявители.

В защиту закона выступили постоянный представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина, представители правительства и Российского союза автостраховщиков, аргументы которых, по всей видимости, были более убедительными, чем их оппонентов. В частности Е.Мизулина, в своем выступлении в марте, попыталась объяснить, что претензии, высказанные к закону, вообще не имеют отношения к его соответствию Конституции.

Что же конкретно постановил Конституционный суд?

Помимо признания соответствия Конституции обязательности закона и недопустимости использования на территории РФ автомобилей, владельцы которых не приобрели ОСАГО, законными, по мнению суда, являются нормы о наделении правительства РФ полномочиями по установлению тарифов, а также касающиеся обязательного членства в РСА страховщиков по ОСАГО.

Что касается статьи 5 закона об ОСАГО, то КС считает, что эта статья допускает произвольное определение правительством РФ условий договора. По оценке суда, утвержденные 7 мая 2003 г правительством РФ правила ОСАГО несколько иначе трактуют понятие федерального закона. В частности, "по сути, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования - страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства".

Суд обязал правительство РФ устранить эти разночтения. Вместе с тем он отметил, что признание статьи 5 закона об ОСАГО в этой части противоречащей Конституции РФ не предполагает утрату и силы уже принятых нормативно-правовых актов правительства РФ и заключенных в соответствии с ними договоров обязательного страхования.

Как показал опрос представителей страхового сообщества, решение Конституционного суда не стало для них неожиданностью. Фактически Конституционный суд сказал последнее решающее слово и закрыл, похоже, уже навсегда тему законности ОСАГО. Стоит отметить, что первая кампания по попытке отменить или изменить правила обязательной "автогражданки" началась практически сразу после ее введения /с 1 июля 2003 г/ и совпала с предвыборной кампанией осени 2003 г. Большинство депутатов решило тогда заработать голоса избирателей-автомобилистов, сыграв на этой теме.

После думских выборов вопросы ОСАГО также периодически вспыхивали в Думе, правда, уже не в таком агрессивном плане. Страховые компании, которые первоначально очень нервно реагировали на любое обсуждение "автогражданки" в Думе, постепенно успокоились, и в январе 2005 г даже подготовили свой вариант поправок в базовой закон.

О том, что страховщики достаточно серьезно относятся, если не к отмене, то к возможным существенным изменениям условий ОСАГО, свидетельствует, в частности, тот факт, что в своих ежеквартальных отчетах для инвесторов в разделе "Риски, связанные с основной деятельностью" на первое место они ставят именно этот риск. Что ж страховщиков тоже можно понять. По различным оценкам, инвестиции страховых компаний в этот проект составили 100-150 млн долл. Эти средства были потрачены на создание инфраструктуры, обучение и набор нового персонала, информационные системы и т.д. По словам президента "Национальной Страховой Группы" Игоря Решетняка, рынок вложил очень много денег в развитие этого бизнеса, и требуются годы, чтобы окупить инвестиции. Однако этот вид страхования важен не только для страховщиков. По мнению И.Решентяка, общество просто не может жить без закона об ОСАГО, и очень важно говорить о его совершенствовании и улучшении, но не об отмене.

Эту точку зрения разделяет и заместитель генерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Закон не только не нарушает права граждан, но и предоставляет им право получить компенсацию от застрахованного по ОСАГО виновника ДТП. Подобные законы действуют во всех странах Европы, которые являются "колыбелью демократии", и ни у кого не возникает ни малейшего сомнения в их конституционности, считает он.

С решением Конституционного суда связывает надежды на улучшение закона об ОСАГО исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. Правительственные поправки, касающиеся статьи 5 закона об ОСАГО, явно будут рассматриваться Думой в приоритетном порядке. РСА надеется, что одновременно с ними, Госдума сможет также обсудить изменения, касающиеся наделения РСА полномочиями по выплате возмещений по полисам ОСАГО компаний с отозванными лицензиями, а также ряд других поправок, которые были подготовлены страховщиками с учетом практики реализации обязательной "автогражданки" у нас в стране.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.