финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Если украли кредитку

Если вы стали жертвой кардеров - не отчаивайтесь. Несмотря на кажущуюся безвыходность положения, у вас есть неплохой шанс вернуть свои деньги.
Первое, что надо сделать, если вы обнаружили пропажу своей пластиковой карты,- это позвонить в банк и заблокировать ее. Как правило, в договор о выпуске карты российские банки включают пункт о том, что до уведомления банка о пропаже карты все убытки несете вы сами. Поэтому от того, насколько быстро вы поставите банк в известность о приключившейся неприятности, зависит сохранность ваших средств. При этом абсолютно неважно, потеряли вы карту или же она была украдена - перестраховка в данном случае не будет лишней.

Если карту у вас украли, то чем меньше времени вы дадите преступнику, тем больше денег на счете у вас останется. Если же вы не можете точно сказать, потеряли вы карту либо просто забыли дома или под компьютерной клавиатурой на работе, заблокируйте ее на ограниченный срок.

Многие банки предоставляют своим клиентам возможность временной блокировки карты - в среднем на три дня. Не нашли карту за это время? Тогда она будет заблокирована навсегда. Нашли? Отлично! Идите в отделение банка: разблокировать карту по телефону нельзя, требуется ваше личное присутствие.

Неприятный сюрприз

Однако возможна и такая ситуация: карта все время при вас, уже несколько дней вы ничего по ней не покупали и не снимали наличные в банкомате, но вдруг на ваш мобильный телефон приходит уведомление о списании денег с вашего счета. Или же вы получили ежемесячную выписку по счету, а там - не санкционированная вами транзакция. Во всех этих случаях порядок действий один: необходимо немедленно позвонить в свой банк и сообщить о подозрительных операциях.

На всякий случай банк порекомендует вам заблокировать карту, ведь такие транзакции означают, что преступнику стали известны реквизиты вашей карты и велика опасность их повторного использования.

Далее нужно отправиться в банк и написать заявление о несогласии с транзакцией. В заявлении, кроме стандартных данных (фамилии, имени, отчества, контактной информации, типа вашей платежной карты, ее номера и даты окончания срока действия), вы должны будете указать валюту и сумму оспариваемой операции, дату ее совершения и номер в платежной системе, а также название или код магазина или терминала, где она проводилась. Все это можно будет найти в выписке по счету, которую надо взять с собой или, если об операции вы узнали недавно по SMS, попросить в банке. После того как вы подпишите заявление, банк примет его на рассмотрение.

Перенос ответственности

В первую очередь банк постарается установить, кто ответственен за мошенническую транзакцию. Вариантов два: банк-эмитент, выпустивший для клиента карту, и банк-эквайер, обслуживающий торговую точку, где проводилась операция.

На банк-эквайер ответственность за мошенническую операцию ложится, если в «его» магазине расплатились украденной у вас картой и при этом подпись на чеке явно не похожа на вашу. В этом случае банк обязательно вернет украденную сумму, а далее будет разбираться с магазином или рестораном, чей сотрудник обслуживал мошенников. Кроме того, на банк-эквайер возлагается ответственность за операции, проводившиеся в интернете.

Гораздо меньше шансов вернуть деньги, если ответственной стороной будет признан банк-эмитент. Такое бывает, например, когда на чеке стоит подпись, хотя бы отдаленно напоминающая вашу. Дело в том, что кассир магазина - не специалист-графолог, и он вряд ли умеет на глаз отличать поддельные автографы от настоящих. По правилам платежной системы, в таких ситуациях ответственность несет банк-эмитент. А он, согласно договору о выпуске карты, имеет полное право отказать клиенту в претензиях по всем операциям, совершенным до блокировки карты.

Однако банки, не желая терять клиентов, далеко не всегда поступают именно так. Обычно решение о компенсации убытков своему клиенту банк-эмитент принимает по принципу «верю - не верю». Деньги вернут только в том случае, если у банка не будет ни малейшего сомнения в вашей честности. А эти сомнения могут появиться, если, к примеру, ранее вы уже обращались в банк с заявлением о мошеннической операции. Вряд ли вам поверят, и если вы сообщите, будто деньги у вас украли в одном из московских банкоматов, в то время как и сами вы находились в Москве.

Но зато шансы на компенсацию украденного повышаются, если деньги были сняты в банкомате другой страны, а вы при этом никуда не уезжали. В этом случае к заявлению о претензии необходимо приложить все документы, которые могут подтвердить, что эту операцию вы не совершали: подписанные вами чеки об операциях по карте (они будут подтверждать, что карта находилась при вас), медицинские справки, справку с места работы и т. п.

Последняя инстанция

Но даже если банк вам отказал в возврате средств, не опускайте рук: есть еще суд, куда вы имеете право обратиться. Согласно «Положению о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием», на любом документе, подтверждающем операцию по карте, должна находиться роспись клиента. И банк не имеет права списывать со счета владельца карты деньги, если этого документа нет или же он был подделан. В этом случае суд, скорее всего, примет сторону клиента, не принимая во внимание никакие пункты договора.

Если же оспариваемая операция проводилась, скажем, в банкомате или через интернет (сейчас многие банки предлагают владельцам карт управлять своим счетом с помощью сети - вплоть до перевода денег в заграничные банки), то подписью послужит пин-код или специальный цифровой пароль - аналог собственноручной подписи (АСП). Оспорить в суде транзакции, подписанные АСП, нелегко, но возможно. Как сообщил руководитель отдела платежных карт одного из столичных банков, в его практике был такой случай: «Согласно ст. 7 закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на предоставление ему безопасных услуг. Именно на эту статью ссылался клиент, которому наш банк отказал в компенсации украденных денег. В данном случае клиенту такая услуга не была предоставлена, поскольку мошенники сумели подделать карту. И суд обязал банк вернуть украденные деньги».

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.