финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Аэропорт

Оплата услуг VIP-зала: доход работника или расход фирмы?
С командировками сотрудников связан целый ряд расходов. Бухгалтеру необходимо определить, как их учесть при расчете налогов. Вопросы могут возникнуть, если сотрудник, например, пользовался услугами VIP-зала.

VIP-залы аэропортов предоставляют максимальный комфорт пассажирам. Так, в «зонах особого обслуживания» им помогают регистрировать билеты, оформлять багаж, проходить различные виды контроля. Кроме того, клиенты VIP-залов могут бесплатно пользоваться качественной телефонной связью и интернетом, газетами и журналами на разных языках.

Итак, вернувшийся из командировки работник принес квитанцию об оплате услуг VIP-зала. Руководство согласилось компенсировать ему этот расход. Первый вопрос, который при этом возникает у бухгалтера: является ли эта компенсация доходом работника и нужно ли платить с нее НДФЛ и ЕСН?

Определим сбор

Посмотрим, что по этому поводу написано в Налоговом кодексе. Единственно, за что, на первый взгляд, можно зацепиться, это пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238. Там сказано, что НДФЛ и ЕСН не облагаются компенсационные выплаты сотрудникам, в том числе и оплата сборов за услуги аэропортов. Но можно ли отнести к таким сборам оплату VIP-зала?

Бухгалтер одной московской фирмы решил, что можно. И вот к чему это привело. В ходе налоговой проверки инспекторы с ним не согласились и доначислили на выплаченную работнику компенсацию все зарплатные налоги. В результате спор пришлось решать в суде.

Рассматривая это дело, судьи начали разбираться, что такое «сборы за услуги аэропортов». Точного определения такого сбора в налоговом законодательстве нет. Поэтому в поисках истины судьи решили применить «аналогию закона» (постановления ФАС Московского округа от 20 сентября 2004 г. № КА-А40/8079-04, от 18 октября 2004 г. № КА-А40/9456-04).

Во-первых, они решили выяснить, что же такое сбор как таковой. Определение этого понятия можно найти в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса. Под сбором здесь понимается обязательный взнос за совершение каких-либо действий, получение услуг. Правда, налоговые сборы в отличие от аэропортовых уплачивают в пользу государства. Но ключевое слово, на которое обратили внимание судьи в этом определении, – «обязательный».

Это слово присутствует и в Современном экономическом словаре. К этому источнику судьи обратились как к вспомогательному. Определение сборов там звучит так: это «разнообразные виды налогов, платежей, изъятий, которые в обязательном порядке вносятся организациями и гражданами в порядке оплаты оказываемых им услуг» (Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стродубцева Е.Б. Современный экономический словарь, М., Инфра-М, 1997 г., стр. 305).

Дальше смотрим энциклопедический словарь. Там можно прочитать, что сбор – это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц» (Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь, М., Книжный мир, 2000 г., стр. 707). Как видите, и здесь говорится об обязательности взноса.

Собрав такую информацию, судьи перешли к анализу нормативных актов, имеющих отношение к авиаперевозкам. Прежде всего они заглянули в Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (утв. приказом МГА от 16 января 1985 г. № 19), а также в приказ Министерства транспорта от 2 октября 2000 г. № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ».

В этих нормативных актах описаны сборы при авиаперевозках и порядок их оплаты. Например: страховой сбор оплачивают как обязательное государственное страхование от несчастных случаев во время полета или пребывания в аэропорту. Сбор за отказ от полета берут с пассажира при возврате денег за билет. Есть сборы, которые включают в цену авиабилета – за взлет-посадку, обеспечение авиационной безопасности, метеообеспечение, обслуживание в залах ожидания, комнатах матери и ребенка, медпункте. Характерной особенностью всех этих сборов также является их обязательный характер. То есть пассажир не может отказаться от этих платежей.

Особая важность необязательна

А вот пользоваться ли ему VIP-залом, пассажир решает сам. Эта услуга аэропорта не является обязательной. Так же, как и некоторые другие (например, повышенный комфорт и обслуживание на борту, охрана воздушного судна или персональное сопровождение, специальное обслуживание в здании аэропорта). Список таких услуг приведен в приложении к пункту 1 части 4 приказа Министерства транспорта от 2 октября 2000 г. № 110.

Из всего этого судьи сделали такой вывод. Плата за пользование услугами VIP-залов с повышенной комфортностью не является сбором. Ведь к сборам относят только обязательные платежи.

Следовательно, расходы на оплату VIP-залов не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. То есть компенсировав работнику эти расходы, бухгалтер должен начислить с них НДФЛ и ЕСН.

Аналогичные ситуации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассматривал и ранее. И подтвердил позицию московских судей в постановлениях от 28 октября 2003 г. № А05-2123/-3-119/ 10 и от 8 октября 2003 г. № А05-3238/ 03-166/11.

В интересах компании

В некоторых случаях налогообложения можно избежать. Попробуйте доказать, что услуги на обслуживание в VIP-залах экономически обоснованны и оплачиваются в интересах компании. Можно привести, например, такие аргументы:

сотруднику для целей компании необходим доступ к телефонной связи, интернету, факсимильной связи;
в VIP-зале необходимо провести деловые переговоры с партнером.
Если доводы будут убедительными, то они докажут, что услуги носят производственный характер и затраты на оплату зала официальных делегаций не попадут под налогообложение по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.

По поводу VIP-залов есть официальная позиция московского Управления МНС (письмо УМНС по г. Москве от 7 августа 2003 г. № 27-08а/43214). Она основана на разъяснениях МНС (письмо МНС от 23 июля 2003 г. № 04-2-07/510-Я358).

Чиновники разрешают не удерживать налог на доходы физлиц при таком условии: если использование VIP-зала предусмотрено Положением о командировках. Прописывать все связанные с командировкой расходы работника в этом документе требует статья 168 Трудового кодекса.

В этом случае затраты уменьшат базу при расчете налога на прибыль. Ведь они будут соответствовать требованиям статей 252 и 264 Налогового кодекса. Кроме того, входящий в их сумму налог на добавленную стоимость можно принять к вычету. Такую позицию судьи подтвердили в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. № А56-20147/03.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.