финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Зарубежные страховщики

Ассоциация страховщиков России (АРС) готовит официальное обращение к федеральному правительству с просьбой отложить вступление в силу закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» на год-полтора

По словам президента АРС Алексея Зубакова, в противном случае страховой рынок страны должен будет пережить дефолт и рухнуть.

Главным аргументом в пользу изменения упомянутого закона была необходимость развития конкуренции на страховом рынке и улучшения качества предоставляемых услуг. С этой целью власти решили открыть внутренний рынок для иностранных компаний. В последние 2-3 года о своем желании прийти в Россию говорили не только крупнейшие немецкие компании, но даже небольшие страховщики из ОАЭ, Португалии, Греции и Кипра. Как полагает Зубаков, эта мера, при условии ее разумного применения, может действительно способствовать развитию рынка. Однако для этого было достаточно изменить одну единственную статью в старой редакции закона, запрещавшую работать на российской территории иностранным страховщикам. Сам закон, как считают многие страховщики, был вполне четким, работающим и хорошо отражающим отечественные реалии, его писали профессионалы не один год.

Тем не менее, вместо того чтобы принять одну поправку, допускающую на рынок иностранцев, законодатели основательно переписали весь текст. В результате оказалось, что зарубежные компании получили преимущество на российском страховом рынке перед отечественными.

Так, закон предлагает всем страховщикам - а их сегодня в стране примерно 1400 - придумать себе названия, непохожие на другие. Есть например, Росстрах и Россгосстрах. Есть великое множество компаний, чьи названия начинаются со слов «Русский», «Национальный» и т.п. В общей сложности более тысячи неоригинальных названий. Так вот в течение года все они должны будут договориться между собой, кто из них как будет называться в будущем, чтобы не быть ни на кого похожим. В реальность этого мероприятия мало кто верит, тем не менее, наказание за срыв мероприятия суровое - отзыв страховой лицензии.

В прошлом году изменения законодательсва серьезно ударили по рынку страхования жизни. Еще год назад 18 крупнейших компаний - это три четверти из активно работавших на этом рынке - были вынуждены отказаться от страхования жизни, поскольку внезапно узнали, что впредь одна компания не может заниматься страхованием жизни и имущества одновременно. Точно так же неожиданно было объявлено, что нельзя заниматься перестрахованием, не имея специальной лицензии. В результате таких лицензий было выдано всего 30, причем только московским компаниям. Таким образом, рынок перестрахования был обрушен в течение нескольких месяцев, что сильно подкосило страховой рынок в целом. Правда, почувствовали это в основном регионы.

Еще одной чувствительной мерой может стать требование к руководителям страховых компаний обязательно иметь высшее финансовое или экономическое образование. По факту практически все руководители российских компаний имеют высшее образование, но оно или медицинское, или естественнонаучное. При этом они имеют весьма успешный опыт руководства в этом бизнесе на протяжении 10-15 последних лет. Теперь, если эти компании не сумеют обойти эти формальные препятствия, им также грозит исчезновение с рынка.

Еще сложнее компаниям успеть до 1 июля этого года переоформиться в ЗАО - это также обязательное требование новой редакции закона. Дело в том, что в процедуре переоформления должны обязательно участвовать ФКЦБ и Служба финансовых рынков. Последняя недавно образована и ее чиновники еще не знают толком, как будет организована их часть работы. Не исключен вариант, что еще несколько месяцев страховщики просто не будут знать, какие документы необходимо готовить на переоформление. Но для опоздавших с переоформлением наказание так же "смертельное" - отзыв лицензии.

Таким образом, закон действительно создал многослойный фильтр по отсеву компаний с рынка. Страховщики, как всегда в подобных случаях, пугают перспективой дефолта этого рынка, а главное - невыполненем многих обязательств по клиентским договорам и потерей доверия клиентов. Как уверяет Зубаков, подобное устранение своих компаний с внутренних рынков уже провели Польша, Чехия, страны Балтии. Власти этих стран сознательно очищали рынок для прихода богатых иностранных компаний, но их приход не состоялся в том объеме как ожидалось. В результате национальные страховые рынки были отброшены далеко назад в своем развитии. Теперь российские страховщики опасаются, что их заставят принести напрасные жертвы.

Впрочем, они рассчитывают, что недавно назначенный руководитель Службы страхового надзора (бывший департамент Минфина) Илья Ломакин-Румянцев отлично разбирается в ситуации и постарается противостоять обрушению отечественного рынка. Надежды не совсем напрасны: Ломакин-Румянцев до перерыва в несколько лет, уже не один год возглавлял Страхнадзор, хорошо знаком с участниками рынка, имеет немалый опыт в лоббировании их интересов во властных структурах. Тем более, что именно возглавляемая им служба должна в течение трех месяцев подготовить новую нормативную базу для вступления закона в силу.

В свою очередь, АРС намерена добиться статуса саморегулируемой организации с получением права самой выдавать и отбирать лицензии на страхование. Это в принципе соответствует общей тенденции административной реформы, но вряд ли руководитель Службы страхового надзора окажется настолько любезен, что позволит забрать у себя самый мощный рычаг регулирования рынка без борьбы.

Что касается интересов клиентов и перспектив развития рынка, ради чего и должны затеваться по идее изменения в законодательство, то по этому поводу можно рассуждать двояко. С одной стороны, представляется вряд ли правильным "своими руками" лишать будущего отчественные компании, с другой стороны - в разумных дозах присутствие мощных иностранных конкурентов пойдет на пользу развитию конкуренции, повышению качества услуг и возможно даже снижению их стоимости. Исходя из этого, можно предположить, что поле для отстаивания своих интересов у российских страховщиков есть. Но до известных пределов. Дело в том, что страховые услуги входят в пакет остро обсуждаемых проблем в переговорах России по присоединению к ВТО. И надо признать, что и банковский и страховой рынок это не то, за что российские переговорщики будут биться до последнего, в отличие, скажем, от выравниваиня внутренних и внешних тарифов на газ. Иными словами, страховщикам придется готовиться к тому, что этот рынок будет более открыт для иностранных компаний, чем сейчас.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.