финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Строгая отчетность

Единого документа, который рассказывал бы, как применять бланки строгой отчетности, у нас до сих пор не было. Принять его законодатели обещали еще два года назад – когда появился закон о ККТ (от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). И вот наконец 31 марта 2005 года в свет вышло Положение об осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства № 171). Посмотрим, что нового принес нам этот документ.

Бланки строгой отчетности – привилегия тех фирм, которые оказывают услуги населению (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Напомним, что под определение «население» попадают и индивидуальные предприниматели. Поэтому, получая от них наличные за выполненную услугу, вместо кассового чека можно выдавать БСО (п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 16).

Утверждать формы бланков для разных видов услуг по-прежнему будет Минфин. Причем работы у чиновников этого ведомства, повидимому, в ближайшее время прибавится. Дело в том, что правительство озадачило их достаточно важной миссией: до конца 2006 года заменить старые бланки (то есть те, которые действуют сейчас) на новые. Правда, до тех пор, пока этого не произойдет, можно будет применять привычные старые формы бланков. Однако 1 января 2007 года срок их «годности» истечет.

Судьба бланков в ваших руках

Одно из самых важных нововведений прокомментировали нам в Управлении налогообложения малого бизнеса ФНС.

Раньше бланки строгой отчетности могли заказать только министерства и ведомства. Теперь в Минфин могут обратиться еще и организации, которые объединяют фирмы, имеющие отношение к определенной сфере услуг. Такие, например, как Росбытсоюз. Это учреждение представляет интересы бизнесменов, которые специализируются на бытовых услугах.

– А что делать тем фирмам и предпринимателям, у которых таких вышестоящих покровителей нет? – поинтересовались мы.

– Самостоятельно обратиться в Минфин с просьбой утвердить для них бланки они не смогут, – объяснили нам в ФНС. – Однако они могут пойти другим путем. Ничто не мешает им направить запрос в министерство, которое курирует их вид деятельности, с просьбой разработать для них необходимые формы бланков. Эти формы министерство в свою очередь отдаст на утверждение в Минфин. Таким образом проблема будет решена.

Также необходимо обратить внимание и на другой важный момент в Положении.

В пункте 11 этого документа сказано, что бланки строгой отчетности должны быть утверждены по видам услуг. Все фирмы, которые выполняют эти услуги, могут их применять.

Заметим, что в документах, которые действовали раньше, это не было сказано четко. Из-за этого возможность использовать некоторые бланки теми или иными фирмами была под сомнением. Так, бланки на оказание медицинских услуг формально предназначены для предприятий Министерства здравоохранения. Поэтому возникал вопрос: могут ли их применять частные клиники, которые напрямую не относятся к этому ведомству?

Теперь такой проблемы не будет. Независимо от того, кто обратился в Минфин с просьбой утвердить бланк, применять его смогут все, кто оказывает те услуги, для которых он предусмотрен.

Самиздат под запретом

Обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в бланках, указаны в пунктах 5 и 6 Положения. Обратите внимание: использовать в работе можно только те бланки, которые напечатаны в типографии.

Дело в том, что одно из обязательных требований к бланкам таково. На них должны быть проставлены: серия, номер бланка, реквизиты типографии (наименование, ИНН, местонахождение), номер заказа и год его выполнения, а также тираж (п. 7, 10 Положения). Таким образом, самостоятельно изготавливать бланки, печатая их на принтере, нельзя.

Дополнять утвержденные формы бланков какими-либо реквизитами также запрещено. Напомним, что делать это Минфин раньше разрешал (см. письмо от 17 сентября 2000 г. № 16-00-24-79). Теперь же в типовой форме бланка можно только расширить или сузить графы (п. 9 Положения).

Замок и печать для бланка

Раньше основным пособием по учету, хранению и уничтожению бланков были Методические указания Министерства культуры, утвержденные 5 апреля 1999 года. Теперь о том, как хранить и учитывать бланки, сказано в комментируемом нами Положении.

Учет БСО по наименованиям, сериям и номерам нужно вести в специальной книге. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью (п. 16 Положения).

Хранить бланки строгой отчетности нужно в сейфе или металлическом шкафу. При большом количестве бланков для хранения можно использовать специально оборудованное помещение. В конце рабочего дня его положено опечатать или опломбировать.

С ответственным за хранение, получение и выдачу бланков фирма заключает договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Такой же договор предлагается подписать и с сотрудником, который принимает деньги у населения и выписывает бланки. БСО он должен принимать в присутствии комиссии в день поступления бланков. При этом члены комиссии составляют акт приемки бланков.

Копии использованных бланков (корешков) положено хранить не менее пяти лет (п. 23 Положения). По окончании этого срока нужно составить акт на списание и уничтожить бланки. Некомплектные или испорченные бланки необходимо списать и уничтожить по акту.

О том, что должен делать работник, выписывающий бланки, раньше не было сказано нигде. Однако теперь этот пробел исправлен. В пункте 25 Положения для работников, выдающих населению БСО прописана четкая последовательность действий.

Двойной учет

Учитывать бланки строгой отчетности нужно как на балансовом счете 10 «Материалы» (по стоимости приобретения), так и на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» (в условной оценке).

Получив бланки, отразите их проводками:

Дебет 10 субсчет «БСО» Кредит 60

– поступили бланки строгой отчетности;

Дебет 19 Кредит 60

– учтен НДС по бланкам строгой отчетности;

Дебет 006 субсчет «БСО в бухгалтерии»

– одновременно бланки учтены за балансом;

Дебет 60 Кредит 51

– оплачены бланки строгой отчетности;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– поставлен к вычету НДС по оплаченным бланкам.

На забалансовом счете 006 ведут аналитический учет по каждому виду БСО и местам их хранения. Если купленные бланки вы храните в бухгалтерии и по мере надобности выдаете их мастерам, в учете нужно сделать запись:

Дебет 006 субсчет «БСО у мастера»

Кредит 006 субсчет «БСО в бухгалтерии».

Использованные и испорченные бланки после отчета мастера списывают с учета материально ответственного лица. Для этого делают проводку:

Кредит 006 субсчет «БСО у мастера».

Одновременно эти бланки нужно поставить на учет:

Дебет 006 субсчет «Использованные БСО».

По истечении пяти лет вы окончательно списываете бланки с учета проводкой:

Кредит 006 субсчет «Использованные БСО».

Когда списывать бланки строгой отчетности со счета 10, вы можете решить самостоятельно. Если вы предполагаете использовать бланки в течение продолжительного периода времени, стоимость и количество израсходованных бланков логично будет «отправлять» с этого счета ежемесячно. При этом можно использовать отчет сотрудника, который отвечает за выписку бланков.

Если же вы закупили небольшое количество бланков и собираетесь потратить их быстро (например, в течение квартала), списывайте их после того, как оприходуете и передадите их работникам.

Выбрать наиболее выгодный для вас способ учета бланков позволяет принцип рационального ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/98). Определившись с вариантом учета, закрепите его в учетной политике.

Списывая БСО с баланса, сделайте проводку:

Дебет 20 (26) Кредит 10

– списаны бланки строгой отчетности.

внимание

Бывает, фирма продает товары населению и одновременно оказывает покупателям те или иные услуги. Например, курьерскую доставку товаров на дом. В таких случаях нужно быть особенно осторожными.

На стоимость самого товара покупателю нужно выбить чек. Бланк строгой отчетности можно выдать только на стоимость услуг по доставке. Для данного вида услуги это будет заказ-квитанция по форме № 240 (код по ОКУД 0751001). Она утверждена письмом Минфина от 16 июня 1996 г. № 16-30-64.



внимание

Узнать, какой вид услуг оказывает ваша фирма, можно из Общероссийского классификатора услуг населению № ОК 002-93 (утв. постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163).

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.