финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Общение с налоговой

Разногласия возникают у бухгалтеров и инспекторов не только при прочтении налогового законодательства. Они никак не могут наладить отношения между собой и по-прежнему противостоят друг другу вместо того, чтобы сотрудничать.

Впадая в крайности

Этот случай показывает, как далеко может зайти нежелание общаться и уважать друг друга. Он произошел в прошлом году в Нижнем Новгороде.

Бухгалтер коммерческой фирмы хотела получить несколько справок о закрытии банковских счетов в своей районной инспекции. К несчастью для нее, справки выдавали в другое время. Посещение других кабинетов тоже результатов не дало. Она вернулась в первый кабинет и потребовала жалобную книгу. Инспектор ей ответила, что налоговая – это не магазин продуктов, и жалобных книг здесь не выдают.

То, что произошло дальше, каждая из сторон рассказывала по-разному, но суть сводится к одному: дамы вступили в рукопашную. Причем по «полной программе» – с выдиранием волос, битьем головой об стол и с привлечением помощи «секундантов». Со стороны бухгалтера это были водитель и брат, приехавшие вместе с ней, со стороны инспектора – две ее коллеги, сидевшие рядом в кабинете.

Уголовное дело было заведено с подачи налогового инспектора. Она не захотела «спускать все на тормозах» и обратилась в районный суд. Бухгалтеру инкриминировали статью 318 Уголовного кодекса «Применение насилия в отношении представителя власти».

За это самое применение нарушитель может быть наказан либо штрафом размером до 200 тысяч рублей или в сумме своей заработной платы (или иного дохода) за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев. В особо «тяжелых случаях» нарушителя могут лишить свободы на срок до пяти лет.

Рассмотрев доводы обеих сторон и выслушав свидетелей, суд вынес свое решение. Он приговорил бухгалтера к трем годам лишения свободы, в том числе с двумя годами испытательного срока (такая формулировка означает, что человек фактически остается на свободе (условный срок) в том случае, если в течение испытательного срока он не нарушит закон), и к штрафу в размере 27 тысяч рублей.

Мнения участников

Прокомментировать ситуацию мы попросили одного из участников этого конфликта. Г-жа Горшкова, старший налоговый инспектор, ответила следующее:

– Мне кажется, что в наших непростых отношениях (бухгалтеров и налоговых инспекторов – прим. ред.) во многом виновата информационная политика, проводимая государством. С телевизионных экранов, со страниц газет и журналов налогоплательщиков настраивают против налоговой службы. Говорят, что мы все непрофессионалы, взяточники, что мы даром едим хлеб. И люди приходят к нам с этим настроем. А ведь это далеко не так. Я не считаю себя непрофессионалом – у меня два высших образования, экономическое и юридическое, я сама работала бухгалтером в коммерческой фирме и уже три года работаю в налоговой инспекции. И я понимаю налогоплательщиков, которые стоят в очереди, понимаю их чувства. Но ведь это не значит, что нужно кидаться на людей.

Бухгалтерская аудитория сайта www.buhgalteria.ru пришла к выводу, что тема отношений между представителями двух профессий требует к себе все больше и больше внимания, ведь, сколько не переходи на электронку и «почтовый» вариант работы, – общаться все равно придется. А делать это с чувством взаимной неприязни или еще хуже – ненависти – просто невозможно.

Среди мнений были и высказывания тех, кто не встал на защиту ни одной их сторон. Они считают, что винить нужно не бухгалтеров и налоговых инспекторов, а систему работы налоговой службы всей страны. Ее неотлаженность, даже на государственном уровне, постоянные изменения, отсутствие кадровой политики и очень низкая материальная обеспеченность приводят к таким плачевным результатам.

Сторонние эксперты

Сергей Беляков, заместитель руководителя налогового комитета РСПП, считает, что отношения между бухгалтерами и налоговыми инспекторами в принципе очень конфликтны. И не последнюю роль в этом играет то, что чиновник, в данном случае налоговый инспектор, воспринимает налогоплательщика не как своего работодателя, а лишь как сторону, несущую налоговые обязательства. А налогоплательщик «благодаря» такой позиции воспринимает чиновника не как представителя государства, обеспечивающего его интересы, а как вымогателя.

По его словам, любая деятельность оценивается по ее эффективности. К сожалению, единственным критерием оценки эффективности налоговых инспекторов всегда было и есть выполнение плана по сбору налогов. Чем больше собрал – тем лучше работал.

– Позиция «надзирателя» сильно ожесточает налогоплательщика. Тем не менее существуют более лояльные методы решения конфликтов: жалобы, заявления руководству оскорбившего вас инспектора. Поэтому я считаю, что в этой ситуации обе стороны показали себя «достойными» друг друга, – утверждает замруководителя налогового комитета РСПП.

По мнению Дины Крыловой, руководителя Центра экспертизы проблем предпринимателей «ОПОРЫ России», инспекторы могут позволить себе непрофессионализм, в то время как современное налоговое законодательство предъявляет к налогоплательщику чрезвычайно высокие требования в части его четкого исполнения. А во многих инспекциях до сих пор царит дух Советского Союза – до того сильны здесь пережитки прошлого.

– Я считаю, что этот инцидент связан именно с подготовкой кадров для налоговых инспекций. До тех пор пока туда будут брать кого ни попадя – неважно, имеет ли человек профессиональные навыки работы с людьми и с документами, – так и будет процветать «совок». Пока там не начнут работать профессионалы, отношение к плательщику с их стороны как надзирателя к заключенному будет продолжаться. Если человек не может не хамить, не может общаться с людьми, – он должен работать там, где есть только компьютеры и бумаги, а не в налоговой инспекции.

О том, что думают по поводу таких конфликтов в частности и по поводу необходимости неформальных отношений между бухгалтерами вообще в Федеральной налоговой службе, мы спросили у Елены Толгской, начальника Управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС. Она считает, что проблемы взаимоотношений именно между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами не существует.

— Существует проблема межличностных отношений, которые зависят от каждого конкретного человека. Конфликты происходят и в других государственных учреждениях и коммерческих организациях, не только в налоговых инспекциях. Это скорее рабочие моменты, которые имеются в системе отношений между «клиентом» и «структурой».

Вопрос о том, нужны ли неформальные отношения между бухгалтером и налоговым инспектором, не нужно рассматривать так узко. С таким же успехом можно спросить, нужны ли неформальные отношения между врачом и пациентом, родителями и учителями. Мы в свою очередь считаем, что наша задача на данный момент – свести личностные отношения между бухгалтерами и налогоплательщиками к минимуму. И способствовать этому должен переход налогоплательщиков на электронный способ сдачи отчетности, – считает Елена Толгская.

Впрочем, не все прибегают к электронной отчетности как к панацее от всех разногласий. Борются с ней и рублем. Так, в Подмосковье, например, установлены размеры штрафов, которые грозят чиновникам, недобросовестно общающимся с посетителями. Если чиновник будет тянуть с рассмотрением обращения (или вообще его потеряет), а также не примет посетителя в назначенное время, то нерадивого служащего накажут штрафом. Правда, небольшим – его размеры составляют от 100 до 300 рублей. Максимальная же сумма штрафа – 1500 рублей.

Раньше, когда существовала кабинетная система работы с налогоплательщиками, бухгалтер мог лично общаться с тем инспектором, который «ведет» его фирму. Уже при сдаче отчетности можно было выяснить, где бухгалтер допустил ошибку и на что нужно обратить внимание. А если возникали вопросы еще до ее составления, можно было запросто позвонить своему инспектору и заранее обговорить спорные моменты и возможные последствия.

Кабинетная система работы налоговых инспекций официально «приказала долго жить» в начале 2004 года, когда изменились регламент работы с налогоплательщиками и функциональная структура в самом налоговом ведомстве. Приемом отчетности стали заниматься одни отделы, проверкой – другие, актами сверок – третьи. Налоговые чиновники решили уйти от привязки инспектора к конкретной фирме. По официальной версии – для того, чтобы улучшить эффективность работы и разобраться с проблемой безумных очередей в инспекциях, по не совсем официальной – чтобы побороть коррупцию среди инспекторов, которая расцвела за время кабинетной системы пышным цветом.

Затем в инспекциях начали появляться операционные залы с пресловутым «одним окном», куда бухгалтеры сдавали всю отчетность. В некоторых инспекциях даже вход туда сделали отдельным. Потом стало понятно, почему: в остальные отделы бухгалтеру свободный вход стал запрещен. Теперь, чтобы получить акт сверки или какую-либо справку, ему нужно было записываться заранее и брать пропуск.

Естественно, при таком подходе наладить какие-то партнерские отношения очень сложно.

Из первых уст

Редакция бератора «К вам пришла проверка» в рамках акции «Защита от произвола и бюрократии» ежедневно получает десятки писем с жалобами бухгалтеров. Все пишущие так или иначе сталкивались с фактами скрытого или явного недоброжелательства со стороны чиновников.

Его проявления самые разные: от ни на чем не основанных обвинений в непрофессионализме до нежелания обсуждать даже те вопросы, которые прямо относятся к компетенции инспектора. Гнев на милость некоторые госслужащие сменяют, только получив «подарки». И тогда, по словам Ирины Скворцовой (одной из приславших письмо в редакцию бератора), «мы наблюдаем чудесное превращение злобного цербера в кроткую овечку».

Инспекторам облегчают жизнь

Напряженность в отношениях налоговых работников и бухгалтеров в скором времени, возможно, исчезнет. ФНС больше не рассылает в территориальные управления планы по сбору налогов. Теперь, по словам чиновников, план не будет «висеть» над инспекторами и провоцировать на некорректные действия по отношению к налогоплательщикам. А работа инспекций будет оцениваться по количеству жалоб, поступивших за определенный отрезок времени, и по сумме реально собранных налогов (другими словами, по тем суммам, начисление которых в суде оспорить не смогут).

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.