финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Выездная проверка

Если два года назад столичным бухгалтерам в основном досаждала милиция, то теперь их замучили визитами налоговые инспекторы. Поэтому компании особенно важно подготовиться к выездной проверке так, чтобы придраться контролерам было не к чему. Именно об этом рассказывали участники недавно прошедшего в столице семинара.

Как отсрочить приезд инспекторов?

Итак, у вас на руках решение налоговой инспекции о начале проверки. Что делать? Как подготовиться к визиту? Можно ли потянуть время до ее начала? Вот далеко не полный список вопросов, которые приходят на ум главному бухгалтеру. Генеральный директор компании «ПРАДО аудит» Олег Данилов, проводивший семинар, выделил несколько шагов, ко- торые предпринимают фи-рмы, получив решение о проверке.

Одни пытаются созвониться с инспектором и перенести ее срок. Сделать это нетрудно — например, надо сказать, что отсутствует директор или главный бухгалтер. Предположим, один из них в отпуске, а другой в командировке. Можно попросить об отсрочке, объяснив, что все финансовые документы находятся на проверке у аудитора.

Другие компании «замораживают» текущую работу бухгалтерии и бросают все силы на то, чтобы найти и исправить ошибки в учете. Однако, по мнению Олега Данилова, подобный метод не такой уж и действенный. Порой бухгалтеры впадают в крайность и начинают исправлять все «до рубля». А это в условиях цейтнота нецелесообразно, к тому же нет гарантии, что удастся избежать новых ошибок.

Есть и такие, кто настаивает на привлечении к проверке внешних специалистов (аудиторов, налоговых консультантов). Конечно, этот способ имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, не каждая фирма готова привлечь стороннего человека, да и время на адаптацию можно потерять. С другой стороны, специалист, как правило, имеет огромный опыт в этой области.

Первым делом до проверки

Олег Данилов предложил свою методику подготовки к проверке. Прежде всего следует провести полную ревизию бухгалтерского и налогового учета. В частности:

проверить состояние бухгалтерского и налогового учета (например, правильно ли компания ведет регистры учета основных средств);
проанализировать, соответствует ли текущий учет выбранной учетной политике;
проверить отражение нетиповых, наиболее рисковых операций (а не всех подряд, как часто делают бухгалтеры);
провести инвентаризацию финансовой документации (убрать «лишнее»).
На основании полученных результатов бухгалтер должен оценить риски. Для этого нужно выделить наиболее слабые места с точки зрения негативных результатов (некорректно отражены операции или неправильно рассчитаны налоги). Другими словами, бухгалтера должны интересовать только те ошибки, которые влекут за собой налоговые последствия. Затем ему следует внести корректировки в бухгалтерский и налоговый учет, а также подготовить документы, необходимые для проверки.

Главбух и генеральный директор обязательно должны провести инструктаж персонала. Здесь преследуется несколько целей. Первая — предупредить абсолютно всех сотрудников о начале налоговой проверки. Некоторые могут попросту не знать о ней и выболтать в «курилке» ту информацию, о которой следовало бы молчать. Вторая — дать указания на случай, если контролеры начнут задавать вопросы. Лучше всего внести в трудовой договор пункт о том, что «общение с проверяющими возможно только после письменного согласия руководителя». И на инструктаже еще раз напомнить об этом условии всем сотрудникам. Третья — следует определить круг работников фирмы, которые будут общаться с инспекторами.

Проводя инструктаж, главное — не переборщить. Ведь его основная цель — добиться от сотрудников понимания, а не запугать их (как чаще всего и бывает).

Контролируем каждый шаг инспектора

Чаще всего компанию волнует вопрос, что проверяющие имеют право делать, а что нет. Поэтому лектор перечислил, какие действия инспектора допустимы при проверке.

Во-первых, он может письменно истребовать документы. Контролеры имеют право попросить фирму представить абсолютно любые данные, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов. Например, учредительные документы, налоговые декларации, регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, накладные. Здесь следует помнить, что за бухгалтером сохраняется право не показывать документы, не связанные с налогами (санитарные книжки, отчет аудиторской фирмы).

Во-вторых, налоговые инспекторы могут производить выемку предметов и бумаг. Аналогично первому пункту это возможно сделать только на основании постановления, которое должно быть подписано руководителем.

В-третьих, проверяющие имеют право осматривать все принадлежащие фирме помещения (склады, хранилища, торговые залы, офисы и др.), проводить инвентаризацию имущества. Распоряжение на это дает руководитель инспекции. Имейте в виду, что при осмотре должны присутствовать двое понятых. Также контролеры могут допрашивать свидетелей, привлекать экспертов, специалистов, переводчиков.

специалисты советуют

Ни в коем случае не надо давать инспекторам доступ к электронным базам, где ведется учет. Как советует Олег Данилов, лучше распечатать все необходимые регистры учета, подобрать под них документы, пронумеровать и сброшюровать. И именно их показывать инспекторам.

В течение всей проверки необходимо устраивать периодические сборы персонала. На них любой сотрудник сможет задать волнующий его вопрос или проконсультироваться о компетенции проверяющих. Лучше всего назначить ответственного, к которому будут обращаться за советом. Этот человек может быть как сторонним аудитором или налоговым консультантом, так и главным бухгалтером фирмы.

У ВАС НА РУКАХ РЕШЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?

«Замораживаем» работу бухгалтерии, проверяем и исправляем все ошибки в отчетности 39%
В срочном порядке уничтожаем или прячем все «ненужные» документы 23%
Нанимаем сторонних аудиторов для срочной проверки и если потребуется исправление ситуации 11%
Сворачиваем дела, закрываем фирму 6%
Обзваниваем знакомых бухгалтеров, чтобы те рассказали о возможных осложнениях 5%
Другое 16%
Опрос проведен среди читателей «Московского бухгалтера» и пользователей сайта www.buhgalteria.ru.

В опросе принимали участие 1500 человек.

мнение

Марина Ершова, главный бухгалтер ООО «Макситур»:

— До главного бухгалтера я пять лет проработала в аудиторской компании. Как проходят налоговые проверки и психологию контролеров знаю вдоль и поперек. Поэтому сейчас, получив такое решение на руки, я первым делом собираю всех бухгалтеров (один в моем офисе и два в филиалах) и подробно рассказываю им, чего ожидать от налоговых инспекторов. Также я составляю план неотложных дел, например убрать всю лишнюю (не по фирме) документацию.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.