финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Налоговые убытки

С убытками связана не только проблема их переноса на будущее. Убыток в налоговом учете фирмы обычно вызывает пристальное внимание инспекторов к его причинам и чреват ненужными проверками. Поэтому зачастую бухгалтеры пытаются любой ценой убытка в налоговом учете не допускать, стараясь вывести годовую налоговую базу на ноль либо на небольшую прибыль.

Одни для того, чтобы «убрать» вдруг вылезший убыток, искусственно создают какой-нибудь доход, не облагаемый НДС. Например, якобы обнаруживают при инвентаризации неучтенное имущество на подходящую сумму (его стоимость и будет доходом – п. 20 ст. 250 НК).

Те, у кого есть возможность использовать дружественные «вспомогательные» фирмы, прибегают к помощи признаваемых ими штрафов за заранее срежисированные нарушения условий договора (п. 3 ст. 250 НК). У самих этих фирм, кстати, признанный штраф уменьшит налогооблагаемую прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК). Конечно, на деле перечислять сумму штрафа никто никому не будет, и, когда он перейдет в разряд безнадежного долга, его можно будет списать в расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265), а если в фирме создают резерв сомнительных долгов, то и включить в резерв – сразу, как только истечет указанный в договоре срок перечисления штрафа.

Создаст доход и безвозмездное получение какого-нибудь имущество от другой фирмы или человека (важно, чтобы они не были учредителями с долей участия больше 50 %). Доходом будет рыночная стоимость имущества (п. 8 ст. 250 НК). Причем если это имущество – основные средства, то его стоимость в налоговом учете потом можно еще и списывать в расходы через амортизацию (п. 1 ст. 257 НК). Но такой экономией соблазняться вряд ли стоит – пришедшие с проверкой инспекторы могут пожелать увидеть это основное средство своими глазами. С этой точки зрения сразу потребляемое имущество подходит больше.

Другой путь – не воспользоваться правом списать что-нибудь в расходы. В отношении большей части расходов глава 25, по убеждению налоговиков, не оставляет фирме выбора – признавать в налоговом учете или нет. Но есть и исключения. Просмотрите формулировки «расходных» статей 25-й главы: там, где есть слова «налогоплательщик вправе», и находится инструмент для манипулирования. Например, в фирме могут не воспользоваться появляющимся в 2006 году правом сразу списывать в расходы 10 процентов первоначальной стоимости основных средств, а также расходов на их модернизацию, достройку и дооборудование (п. 1.1 ст. 259 НК). Другой пример – применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации основных средств, работающих в агрессивной среде или в режиме повышенной сменности, или являющихся предметом лизинга (п. 7 ст. 259 НК). Это тоже право фирмы, которым она может и не воспользоваться.

Недостаток обоих способов очевиден: и в том и в другом случае расходы в сумме, равной «снивелированному» убытку, оказываются потерянными для налогового учета фирмы раз и навсегда. Тем временем не факт, что они не пригодились бы в будущем, когда в налоговом учете вдруг «вылезет» сумасшедшая прибыль. Поэтому прежде всего посмотрите, нельзя ли какие-нибудь расходы последнего квартала или месяца года «перенести» на I квартал или месяц следующего года. Можно попробовать договориться с поставщиками, чтобы «пограничные» накладные на приобретенные вами товары или акты выполненных для вас работ или услуг на нужную сумму подписать первыми числами следующего года. Если у поставщиков задача, обратная вашей, – уменьшить налогооблагаемую прибыль, – то они наверняка с радостью согласятся.

Имеет смысл и попытаться регулировать размер налогооблагаемой прибыли, воспользовавшись тем простором для маневра, который дает появившаяся благодаря Закону № 58-ФЗ возможность самостоятельно определять состав прямых расходов и правила распределения их на готовую продукцию и незавершенку (ст. 318 и 319 НК). Таким образом можно избежать появления в налоговом учете огромной величины косвенных расходов за период, в котором мало выручки, и полного их отсутствия, когда выручка наконец появляется. Правда, простор этот огорожен забором в виде требования не менять выбранный порядок распределения в течение двух лет (ст. 319 НК). А на два года вперед всего, очевидно, не предусмотришь. С другой стороны, в заборе есть пара дырок: во-первых, статья 319 не оговаривает, что эти два года должны идти подряд друг за другом, а во-вторых, до тех пор, пока приказ о налоговой учетной политике не попал в инспекцию, его задним числом можно менять сколько угодно. Правда, эту дыру в инспекциях тщательно заколачивают, запрашивая учетную политику в рамках камеральной проверки первой же сданной за год декларации.

Ну и наконец, вы можете обернуть себе на пользу и то самое дополнение в пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса, которое в налоговой службе намерены трактовать как увязку расходов с доходами. «Если исходя из условий сделки вы несете какие-то расходы, а время их “использования” не определено и с доходами их увязать невозможно, то вы можете самостоятельно исходя из условий своей хозяйственной деятельности распределить эти расходы, придать им равномерность во времени», – объяснила Елена Попова на том же семинаре.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.