финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Уточненные отчеты

Казалось бы, предновогодние месяцы должны быть для столичного бухгалтера относительно спокойными — одна отчетная пора уже закончилась, другая еще не началась. Но как бы не так! Именно сейчас работники учета готовятся к закрытию года, исправляют случайные ошибки и сдают уточненные декларации и отчеты. Вот с последними-то и возникают проблемы.

Передернутый баланс

Причины, по которым бухгалтерам приходится делать уточненные отчеты, — самые разные. Как нам рассказали специалисты, обслуживающие бухгалтерские программы, им приходится часто сталкиваться с тем, что главбухи просят установить запрет на изменения базы сотрудниками бухгалтерий. Представьте ситуацию: рядовой бухгалтер «на материалах», получив в декабре документы, датированные, скажем, I кварталом, вполне может ввести их в уже закрытый период. В результате баланс «ползет». Главбух не узнает цифр, по которым он отчитался не только за I квартал, но и за полугодие и 9 месяцев. Есть и другие причины несоответствия данных бухучета показателям отчетности. Самая «популярная» — результаты инвентаризации.

Во времена «ручного» учета советские нормативные документы четко расписывали, как исправить ошибки в учете. На сегодняшний день пошаговая инструкция существует только для бюджетных учреждений и кредитных организаций. Бухгалтерам коммерческих фирм приходится исправлять недочеты как бог на душу положит. Например, многие главбухи вносят исправления очень оригинально: сдают уточненную бухгалтерскую (заметьте, именно бухгалтерскую, а не налоговую) отчетность. О том, что бухгалтерскую отчетность нельзя менять после ее утверждения, никто не задумывается.

Более того, даже среди аудиторов появилось сленговое выражение «замещенный баланс». После проведенной проверки клиент получает совет «заместить в налоговой неправильный баланс на правильный». И это несмотря на то, что в пункте 34 приказа Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н сказано, что «содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому». Видимо, о существовании данной нормы знатоки бухучета забывают. Не удивительно, что во многих инспекциях не отказывают в приемке «замещенной» отчетности.

Радоваться, что вы попали в число счастливчиков, которым родная инспекция не создает проблем со сдачей уточненной бухгалтерской отчетности, не стоит. Такая ситуация — мина замедленного действия. Если вы не сообщили в сопроводительном письме, что причина сдачи «уточненного» баланса — технические ошибки при заполнении бланка, то вполне можете получить как минимум административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Дело в том, что по статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях грубым нарушением ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности считается «искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов». А поскольку исправлять баланс нельзя, то разного рода уточнения можно расценить лишь как ляп бухгалтера. Способы исправления бухгалтерских недочетов представлены в таблице «Как устранить ошибки».

Подстрекатели скандалов

Сторонники «замещенных» балансов не только сами ошибаются, но и вынуждают это делать других. На всех форумах, имеющих хоть мало-мальское отношение к бухгалтерии, можно найти кучу вредных советов. Например, новичок спрашивает: «Есть маленький вопрос, который требует скорее практических, чем теоретических знаний. Суть проблемы такова: необходимо (и, главное, возможно ли в принципе) сдавать в налоговую инспекцию исправленные балансы за прошедшие отчетные периоды или достаточно будет сдать только исправленные декларации? В нашей инспекции исправленную бухгалтерскую отчетность принимать отказываются!»

Примерно 80 процентов ответов на такой вопрос — оголтелое возмущение самодурством налоговиков, советы идти к начальнику или хотя бы потребовать запись об отказе в приемке. Более благоразумные, не понимая комизма ситуации, заявляют: «Вообще-то в Налоговом кодексе не прописана обязанность сдачи уточненной бухгалтерской отчетности, там только про декларации сказано».

И только бухгалтеры-практики буднично замечают: «Все исправления проводятся в текущем периоде с пометкой “за такой-то период”. Естественно, оформляется бухгалтерская справка с описанием всех проводок и указанием в ней, что “на основании аудиторского заключения в учет внесены следующие изменения...” При проверке просто предъявляете в налоговой эту справку, если инспектора заинтересуют расхождения между показателями первички и учетных регистров».

Увы, подобные советы очень часто остаются не только незамеченными, но и раскритикованными. Ведь внести исправления в базу данных и сразу «перекроить» баланс легче, чем подготовить справку, вывести на бумагу учетные регистры. «У прежнего бухгалтера ошибка на ошибке была! Мы тонну бумаги на бухгалтерские справки изведем!» — возмущаются сторонники «современного» взгляда на бухучет. Несмотря на все издержки, не стоит подвергать себя опасности быть оштрафованным.

Бумеранг из налоговой

К счастью, за 9 месяцев нужно было сдавать точно такие же формы отчетности, как и за полугодие. Но некоторым бухгалтерам, предпочитающим пользоваться услугами почты, все еще приходят из инспекций «возвраты» деклараций, заполненных на устаревших бланках за прошлый год и I квартал этого года.

Отнюдь не все инспекции сообщают своим подшефным о технической ошибке и ждут исправлений. Некоторые сразу выносят вердикт: «Отчетность не сдана». Об этом нашим корреспондентам сообщили в столичных инспекциях № 1, 21 и 32. Такая позиция означает не только угрозу административного штрафа и штрафов по статьям 119 и 126 Налогового кодекса, но и внезапную «заморозку» банковского счета. Именно поэтому даже фирмы-«однодневки» сдают отчетность исключительно на бланках «установленного образца».

Самой лояльной к отстающим от законодательных изменений оказалась инспекция № 17 по Северо-Восточному административному округу. Нам сказали, что «если можно ввести в базу данных — оставляем, если нет — отправляем обратно». Как правило, если отчетность «нулевая», то уговорить поступить так же, как в ИФНС № 17, можно инспектора из любой другой налоговой.

Интересный ответ получили наши корреспонденты в налоговой № 5 (Центральный округ) на вопрос о судьбе устаревшей декларации из почтового конверта. Здесь показатели такой декларации «просто не будут вводить в базу». Подробный комментарий этой фразы мы получили в другой налоговой того же округа, в личной беседе с Татьяной из отдела камеральных проверок. По ее словам, «непроведенная» декларация — обычное дело. Груды таких листков пылятся по углам кабинетов, где сидят камеральщики. Поэтому неважно, что еще одна декларация окажется в их числе.

Если ваша инспекция настроена агрессивно и выписала немалую сумму штрафа, можно попытать счастья в суде. Своевременное представление декларации на бланке старой формы как минимум будет признано обстоятельством, смягчающим ответственность. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда по Московскому округу от 25, 26 июля 2005 г. № КА-А40/6885-05 судьи указывают, что устаревшая форма декларации не является препятствием даже для возмещения налога из бюджета.

Неподъемный штраф

Опрос столичных камеральщиков нашими корреспондентами выявил любопытную тактику, которую используют бухгалтеры, не привыкшие решать налоговые проблемы через суд. Некоторые из них после того, как получают решения по результатам налоговой проверки, спокойно платят штрафы и пени. А вот на сумму недоимки сдают уточненную декларацию. Или даже готовят декларации к возмещению из бюджета доначисленных налогов. Конечно, возмещать «живые» деньги никто не собирается, но недоимка, образовавшаяся из-за доначислений по акту, вполне гасится такой «переплатой».

Уточненные декларации после налоговой проверки без проблем примут в инспекциях федеральной налоговой службы № 5, 16 и 26. В инспекции № 32 нам даже пожаловались, что такое происходит очень часто. Однако больше всех возмущалась Карина, сотрудница столичного Управления федеральной налоговой службы. Она рассказала, что некоторые фирмы, не стесняясь, ставят в уточненках абсолютно ту же, до рубля, сумму, которую недавно им начислил налоговый инспектор.

Докопаться до истины территориальной инспекции в таком случае поможет только управление. Оно имеет право на повторную проверку фирмы. Однако вовсе не обязательно, что контролеры затаят зло на вашу фирму и «подсунут» ее на повторную проверку при очередном визите кураторов из управления. Так, в ИФНС № 1 на вопрос о «поздних уточненках» нам ответили, что все «нужно решать с инспектором». Однако жаль, что отказались поведать о методах получения нужного решения.

Не исправляйте чужие ошибки

Нередко «уточненки», в том числе и исправленные балансы, главбухи сдают за своих предшественников. «Я копнула документы бывшей, а там такое!» — рассказывают они подругам и руководству. К сожалению, директор вряд ли оценит подобное служебное рвение, если вы перед этим не оговаривали вознаграждение за восстановление учета. Не стоит оставлять руководство в твердом убеждении, что с момента поступления на работу вы ответственны за все. В стандартном акте налоговой проверки инспектор всегда отмечает временные периоды, когда кто был гендиректором или главным бухгалтером. Если ошибка найдена не в ваш период, то и ответственности за нее вы не несете.

Чтобы избежать недоразумений, попросите предшественника составить баланс на дату своего ухода. Пусть руководство подпишет его и прочтет запись, что остатки по счетам вам переданы в тех суммах, что стоят в балансе. Это поможет вам в случае чего избежать административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст.15.11 КоАП).

Единственное, что вам нужно делать с первичными документами и регистрами, доставшимися от предшественника, — это бережно их хранить. Ведь грубым нарушением считается пренебрежение порядком хранения учетных документов и нарушение пятилетнего срока их хранения.


Наталья Лейман

Удивительно, но ни Закон «О бухгалтерском учете», ни другой нормативный документ не определяют применение в бухгалтерском учете метода «красное сторно». Тем не менее этот термин часто употребляется законодателями бухгалтерского учета.

Специалисты Центра исследования проблем налогообложения и бухгалтерского учета определяют понятие так. Это способ исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета путем составления дополнительной проводки с отрицательными числами.

Как правило, сторнирование применяют в бухгалтерии для исправления ошибок.Чтобы применить сторно, необязательно сегодня пользоваться красными чернилами или обводить цифры в траурные рамки. Достаточно составить дополнительную проводку с отрицательными числами.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.