финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Банковский кризис

Жертвы банковского кризиса остались без денег

Вкладчики обанкротившихся прошлым летом банков, которым ЦБ обещал компенсации, на практике не могут получить свои деньги. Даже гарантированные государством 100 тыс. рублей. Первым банком, на котором ЦБ собирался обкатывать схему выплат, стал "Диалог-Оптим". Но, увы, владельцы небольших вкладов смогут получить свои деньги через год. А те, кто оставил банку больше 100 тыс., и вовсе не вернут свои сбережения. С помпой объявленная система государственных гарантий по вкладам практически не работает.
В середине сентября банк "Диалог-Оптим" первым из жертв летнего кризиса был признан банкротом. В результате пострадало 10 тыс. частных вкладчиков, у которых в кредитной организации зависло 1.7 млрд. рублей. И хотя для того, чтобы разрядить напряженность, в разгар кризиса был принят антикризисный закон, обещавший вкладчикам обанкротившихся банков компенсации ЦБ в размере до 100 тыс. рублей, получить эти деньги они смогут не скоро.

Схема возврата

По закону в течение двух месяцев после объявления о банкротстве конкурсный управляющий должен сформировать реестр требований кредиторов, а затем в трехдневный срок после его публикации должны начаться предварительные выплаты, и только потом свое слово скажет Банк России. Однако в случае с банком "Диалог-Оптим" сроки составления реестра затянулись до середины декабря. А предварительные выплаты в размере 13.1%, которые продлятся до 18 апреля, начались только на прошлой неделе. И тут же породили волну недовольства среди пострадавших клиентов "Диалог-Оптима".

Частные клиенты кредитной организации рассказывают о том, что не могут получить первый транш, так как их требования еще не прошли признания в Арбитражном суде. Как пояснил заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников, проблема заключается в том, что по старому нормативу заявленные требования вкладчиков могут быть занесены в реестр только после признания их в арбитраже, деятельность которого не рассчитана на такие экстремальные условия. Как рассказал конкурсный управляющий "Диалог-Оптима" Сергей Дмитриев, именно по этой причине на сегодняшний день в реестр внесено требований только 498 млн. рублей (менее 1/3 заявленных в срок требований физлиц). И на 19 января предварительные выплаты на сумму 16 млн. рублей получило только 263 человека.

Пустые активы

Еще один вопрос, который волнует вкладчиков: почему величина предварительных выплат составляет всего 13.1%? По закону на эти цели должно быть направлено 70% средств, находящихся на счете в банке. "Сейчас мы располагаем суммой в размере около 300 млн. рублей. Это деньги, которые находились в Фонде обязательного резервирования (ФОР) и на счете в ЦБ, плюс 100 млн. рублей возвращенных кредитов", - говорит Дмитриев. Подсчет показывает, что 70% этой суммы - 210 млн. рублей, которые составляют менее 13% задолженности перед частными клиентами банка.

Но вкладчики с этим не согласны. "Хотелось бы узнать, куда делись активы банка, которые на отчетный период 1 сентября прошлого года составляли 10 млрд. рублей?" - поделился своим возмущением с "Известиями" представитель инициативной группы вкладчиков "Диалог-Оптима". Этой суммы хватило бы на то, чтобы выполнить требования перед всеми кредиторами банка. "На момент, когда я приступил к своим обязанностям, чистые активы банка составляли 6 млрд. рублей, а 4 млрд. рублей приходились на убытки, расходы предыдущего периода и т.п., - утверждает Дмитриев. - Причем большая часть чистых активов приходилась на пустые или проблемные".

Крупный вклад - крупные проблемы

Тем не менее вкладчики, которые держали на депозитах в банке до 100 тыс. рублей, получат свои средства в полном объеме. Вопрос только: когда? Если суммировать все обозначенные в законе сроки, то получится, что предварительные выплаты могут начаться примерно к сентябрю - почти через год после банкротства банка. Именно такие расчеты приводит Дмитриев. Для вкладчиков, чьи депозиты не превышают 100 тыс. рублей, на этом общение с "Диалог-Оптимом" закончится. А вот крупным клиентам, составляющим примерно половину частных вкладчиков банка, придется еще помучиться. Теоретически такой вкладчик мог бы рассчитывать на второй транш из конкурсной массы, но как только Банк России компенсирует положенные по закону средства, он автоматически становится кредитором. И пока конкурсный управляющий не выплатит ему потраченные средства, осуществлять дальнейшие расчеты с вкладчиками он не сможет.

Тем не менее Дмитриев надеется, что крупным клиентам удастся компенсировать не менее половины вклада, так как у "Диалог-Оптима" есть реальные активы. Во-первых, это портфель потребительского кредитования на сумму 600 млн. рублей и надежда на получение примерно такой же суммы с юридических лиц. Во-вторых, сейчас банк предъявил иски на 700 млн. рублей различным банкам, которым старое руководство "Диалог-Оптима" переуступало свои права требования по кредитам. По закону, если договоры цессии заключаются за полгода до отзыва лицензии, они могут быть признаны недействительными.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.