финансы
Добавить сайт в избранное
всё о финансах
финансы
банк и кредит
управление финансами
финансы и персонал
финансовая отчетность
страхование
полезная информация по финансам
Управление финансами
Финансовый менеджмент
Финансовый маркетинг
Финансовые расчеты
Кассовые операции
Аудит
Главный бухгалтер
Бухучет
Банки
Кредит
Вклады
Кредитные карточки
Автоматизация бизнеса
Безопасность финансов
Управленческий учет
Управление знаниями
Управление
Зарплата персонала
Командировочные расходы
Управление персоналом
Пенсионный фонд
Внебюджетные фонды
Деловое общение
Составление отчетности
Первичные документы
Проверки
МСФО
Страхование в СМИ
Страхование на Западе
Рынок страхования
Автострахование
Новости страхования
Медицинское страхование
Страхование недвижимости
Страхование вкладов
Личные финансы

Страхование во Франции

Коллективное финансирование призвано реализо-вать принцип социальной справедливости, обеспе-чивая равный доступ к медицинской помощи всех слоев населения. Оно считается более эффектив-ным с экономической точки зрения. В то же время на протяжении последних нескольких лет во Фран-ции отмечается постоянный рост дефицита Нацио-нальной кассы медицинского страхования (НКМС), который в 2004 г. составил 13 млрд евро, а к 2020 г. при сохранении существующих тенденций, по про-гнозам местных экспертов, может достигнуть 60 млрд евро. Кроме того, начали появляться пробле-мы в организации самой медицинской помощи: очереди на прием к врачу, нехватка специалистов и среднего медицинского персонала, увеличение времени ожидания госпитализации, ухудшение ка-чества лечения.
Для анализа создавшейся ситуации был создан высший совет по оценке перспектив системы меди-цинского страхования, в который вошли ведущие специалисты страны в области организации здра-воохранения, социальные работники и экономисты. Эксперты пришли к выводу о необходимости мо-дернизации ОМС, поскольку возникшие проблемы в основном носят структурный характер и лишь частично могут объясняться конъюнктурными при-чинами (снижение темпов экономического роста, старение населения, появление дорогостоящих методов лечения). Разработанные в данном кон-тексте министерством здравоохранения Франции меры нашли отражение в законе "О медицинском страховании", принятом 13.08.04.


Новый закон предусматривает не только источники дополнительных ресурсов для сокращения дефи-цита НКМС, но и шаги по совершенствованию ме-ханизма функционирования системы здравоохра-нения в целом.
Ожидается, что меры, направленные на повыше-ние эффективности управления здравоохранени-ем, на устранение дефектов организации медицин-ской помощи, налаживание координации между ее различными звеньями, на перераспределение обя-занностей в области страхования, повышение эф-фективности взаимодействия между его обяза-тельными и дополнительными режимами, позволят получить около 10 млрд евро. Реформа, по замыс-лам правительства Франции, должна принести в бюджет НКМС 15 млрд евро.


В целях совершенствования организации медицин-ской помощи населению законом предусматрива-ется создание высшей администрации здравоохра-нения (ВАЗ), которая будет координировать дея-тельность ряда специализированных учреждений (агентство безопасности лекарственных препара-тов и изделий медицинского назначения, нацио-нальное агентство по оценке качества медицинской помощи) и комитетов. Основными функциями но-вой структуры будут оценка качества лечебно-диагностических услуг и продукции медицинского назначения, — выработка рекомендаций по веде-нию больных при некоторых видах патологии, экс-пертиза эффективности использования ресурсов, контроль за внедрением стандартов качественной врачебной практики. ВАЗ будет представлен колле-гией из двенадцати признанных специалистов, вы-бираемых компетентными органами государствен-ной власти сроком на шесть лет.


Выработку основных направлений политики в об-ласти медицинского страхования предполагается возложить на специальный совет, избираемый сро-ком на пять лет. В его состав войдут представители профсоюзов, предприятий, национального фонда касс взаимопомощи и государственных учрежде-ний, занимающихся вопросами медицинского стра-хования. Совет будет возглавлять генеральный директор, назначаемый государством по согласо-ванию с членами совета.
Важное направление реформы — усиление роли касс медицинского страхования в области управле-ния бюджетными ресурсами. С целью улучшения координации между различными режимами страхо-вания планируется объединение национальной кассы медицинского страхования рабочих и слу-жащих, кассы сельскохозяйственного взаимного социального страхования и национальной кассы медицинского страхования независимых работни-ков в рамках национального союза касс медицин-ского страхования (НСКМС). Объединение касс бу-дет заключать тарифные соглашения с профсою-зами медицинских работников, определять в уста-новленных государством рамках размеры компен-саций расходов на лечение, выдвигать предложе-ния о включении новых позиций в перечни услуг, расходы на которые подлежат возмещению за счет средств ОМС.


В новом законодательстве значительно расширя-ются полномочия касс медицинского страхования по осуществлению контроля за рациональным рас-ходованием бюджетных ресурсов и деятельностью медицинского персонала. В частности, вводится более жесткое регулирование выплат по нетрудо-способности. Предполагается заключать предвари-тельные соглашения между кассами и врачами по процедуре выписки больничных листков. В случае нарушения соглашений возможны санкции в отно-шении пациентов (отказ в оплате больничных, уменьшение сумм компенсаций в рамках ОМС), а также административные наказания медицинских работников. Будет повышен контроль со стороны НСКМС за соблюдением лечебно-диагностических протоколов и уровнем подготовки медицинского персонала, в том числе на основе оценки результа-тов врачебной деятельности и прохождения курсов усовершенствования.


Одно из наиболее значимых направлений рефор-мы медицинского страхования — введение инсти-тута лечащего врача. Каждый житель страны по своему желанию сможет выбирать врача, который будет оказывать первичную помощь, знакомить пациента с существующими методами лечения, давать рекомендации по дальнейшей тактике ле-чения, в том числе определять необходимость до-полнительных консультаций у врачей-специалистов. У пациента сохранится право обра-щаться к любому специалисту напрямую, не прибе-гая к услугам своего лечащего врача, однако при этом уровень компенсации расходов пациента на консультацию будет ниже на 5-10%, а стоимость консультации возрастет с 25 до 32 евро. Кроме то-го, в данном случае для врачей предусмотрена возможность увеличивать установленный законом тариф медицинских услуг в размере до 30% от их гонорара.


К ряду специалистов (педиатры, офтальмологи, гинекологи) по отдельным показаниям будет гаран-тирован "специфический доступ", освобождающий пациентов от упомянутых санкций. Данная мера, как ожидается, будет способствовать повышению качества медицинской помощи за счет лучшей ори-ентации пациента в информации о существующих видах диагностики и лечения, а также позволит значительно сократить расходы на необоснован-ные консультации и исследования.


Кассы обязательного медицинского страхования рассылают застрахованным по почте списки врачей для выбора лечащего врача. Прогнозируется, что в данной роли в подавляющем большинстве случаев окажутся врачи общей практики, а врачей-специалистов будут выбирать главным образом пациенты с хроническими заболеваниями (диабет, астма и т.п.). При этом застрахованный имеет пра-во в любой момент поменять своего лечащего вра-ча. По последним данным, из 40 млн жителей Франции, имеющих социальную страховку, около 2 млн уже сделали свой выбор.
Другим значимым нововведением французской системы здравоохранения должна стать персо-нальная медицинская карта (ПМК) пациента, кото-рой, как планируется, к 2007 г. будет обладать каж-дый житель страны. Данная карта будет содержать в электронном виде сведения о всех результатах обследования и лечения больного, что, как считают ее разработчики, улучшит обмен информацией ме-жду врачами и обеспечит экономию средств за счет исключения ненужных повторных назначений.


Ожидается, что внедрение ПМК позволит сущест-венно повысить качество медицинской помощи, так как врачи смогут знакомиться с результатами ис-следований, осуществленных на разных этапах ле-чебно-диагностического процесса (консультации у врача общей практики, врачей-специалистов, ста-ционарное лечение и т.д.). При этом врач сможет ознакомиться с содержанием ПМК (в т.ч. через Ин-тернет) и вносить в нее необходимые изменения только с согласия больного при предоставлении им карточки медицинского страхования с кодом досту-па. В ряде клиник Франции начаты эксперимен-тальные испытания ПМК.


Предполагается, что введение института лечащего врача и распространение ПМК будут способство-вать повышению качества медицинской помощи за счет улучшения ее координации, сокращения числа необоснованных консультаций и исследований. Однако многие эксперты во Франции считают, что эти нововведения имеют прежде всего экономиче-скую подоплеку. В пользу данной точки зрения сви-детельствует также факт, что для преодоления дефицита НКМС предпринимаются меры в основ-ном фискального характера.
Так, в начале 2005 г. повышены тарифы на кон-сультации у врачей-специалистов, а также преду-сматривается участие больного в частичной оплате оказанных ему услуг. Фиксированная сумма в раз-мере 1 евро взимается с пациента за консультации и исследования, которые осуществляются вне ста-ционара (амбулаторно). Данная выплата не подле-жит покрытию дополнительными режимами страхо-вания. Указанная мера не касается детей до 16 лет, беременных женщин и обладателей универ-сальной медицинской страховки. К 2007 г. намече-но постепенно увеличить стоимость дня госпитали-зации с 13 до 16 евро.


Особое место в реформе должна занять новая по-литика в области обеспечения медикаментами. В связи со значительным ростом расходов НКМС на компенсацию покупок лекарственных средств ми-нистерство здравоохранения Франции намерено проводить кампанию, направленную на сокращение потребления фармпрепаратов, а также развивать рынок так называемых дженериков, стоимость ко-торых значительно ниже фирменных аналогов. Кроме того, планируется повысить налоги на про-дажу лекарственных средств и на прибыль фарма-цевтических компаний.
Среди других мер предусматривается повышение всеобщего социального налога (ВСН) для пенсио-неров с 6,2 до 6,6%, на доходы от наследования (до 8,5%) и игорного бизнеса (до 9,5%). Для рабо-тающего населения ВСН останется на прежнем уровне (7,5%), однако будет исчисляться из 97, а не из 95% доходов, как раньше. Намечено повы-сить социальный "взнос солидарности" крупных компаний (с оборотом капитала от 760 тыс. евро) с 0,13 до 0,16% годового товарооборота. Кроме того, государство перечислит в бюджет НКМС часть до-ходов от акцизов на табак и алкоголь в размере 1 млрд евро. Часть дефицита НКМС в размере 15 млрд евро решено переложить на кассу амортиза-ции социального долга, созданную специально для его погашения в 1996 г.


Для повышения эффективности контроля над уровнем расходов в рамках НКМС предлагается изменить подходы к составлению бюджетов здра-воохранения. В частности, при составлении еже-годных бюджетов предусматривается оценивать перспективы финансовых затрат на несколько лет, а также отражать в текущем бюджете баланс рас-ходов по отдельным секторам здравоохранения. Кроме того, для принятия своевременных мер по предотвращению перерасходования средств, пре-дусмотренных национальным планом расходов на медицинское страхование, планируется создать специальный комитет, который будет ежегодно (не позднее июня) сигнализировать о превышении за-трат.
Французское правительство утвердило календарь мероприятий по реформированию системы меди-цинского страхования. Реализация .основных эле-ментов реформы (создание ВАЗ, выбор лечащего врача, распространение ПМК, введение мер фис-кального плана и др.) началась с 2005 г., а к 2007 г. планируется ее завершение. В ходе подготовки реформы правительству в целом удалось достиг-нуть консенсуса среди . различных участников сис-темы здравоохранения (кассы медицинского стра-хования, профсоюзы медицинских работников, представители компаний, государство). Несмотря на это некоторые вопросы — обеспечение конфи-денциальности ПМК, рост налогового бремени на малоимущих, выраженная фискальная направлен-ность реформы и др. — продолжают активно обсу-ждаться как специалистами, так и широкой общест-венностью.
Р.В.Грищенко, канд. мед. наук, первый секретарь Посольства Российской Федерации во Франции;
Е.И.Сластных, зам. начальника отдела Департамента по международному сотрудничеству и связям с общественностью Минздравсоцразвития России.

 

 

 

Перепечатка материалов без активной ссылки на http://prosmibank.ru/ запрещена.